FoxukPhoto

FoxukPhoto

Путешествую, фотографирую, анализирую) https://dzen.ru/mir_puteshestviya https://dzen.ru/mir_photografa
Пикабушница
поставилa 112 плюсов и 44 минуса
Награды:
Высокий разум Багажных дел мастер
543 рейтинг 20 подписчиков 10 подписок 12 постов 3 в горячем

Съёмка в формате RAW или JPG. Коротко о главном

Съёмка в формате RAW или JPG. Коротко о главном Полезное, Путешествия, Фотография, Фотограф, Начинающий фотограф, Уличная фотография, Прогулка по городу, Парк, Уроки фотографии, Достопримечательности

Изображение в формате RAW содержит все необработанные данные, попавшие на датчик в момент съемки.

Данные являются «сырыми», если при съемке не используется автоматическое улучшение качества изображения - например, усиление резкости или корректировка контрастности. И хотя файлы RAW на выходе кажутся «незаконченными», они содержат больше данных, чем при выборе форматов JPEG или TIFF. Это позволяет не только усовершенствовать изображение, увеличивая резкость, на ваш вкус улучшая цвета и контрастность, но также поменять общую экспозицию, баланс белого и внести более радикальные изменения в изображение без риска испортить его, как это могло бы произойти с форматами JPEG или TIFF.

Файл формата RAW можно сравнить с негативом: вы всегда можете отменить изменения и сделать несколько различных версий одного и того же изображения, точно зная, что оригинальная версия в сохранности и всегда доступна.

Самый большой недостаток формата RAW состоит в том, что данные нужно обрабатывать вручную, а это занимает некоторое время.

Используя форматы JPEG или TIFF, вы можете установить настройки прямо на фотоаппарате; и тогда, если экспозиция сцены подобрана правильно, на выходе вы получаете хорошее изображение, сравнимое с тщательно обработанным файлом RAW, но возможность дообработать файл уже будет потеряна.

Показать полностью

Когда использовать форматы JPEG и TIFF. Коротко о главном

Когда использовать форматы JPEG и TIFF. Коротко о главном Гайд, Полезное, Фотография, Фотограф, Красота, Уличная фотография, Начинающий фотограф, Прогулка по городу

Если вы занимаетесь любительской фотосъемкой, для получения хороших фото достаточно использовать формат JPEG (TIFF занимает больше места на карте памяти). Для «произведений искусства», которые на практике часто снимаются в сложных условиях, лучше выбрать формат RAW - он поможет сохранить все необходимые данные и доработать фото в дальнейшем.

Съёмка в формате RAW даёт гораздо больше контроля над обработкой изображения, чем JPEG или TIFF.

Так например на фотографии выше легко регулируются баланс белого и экспозиция, без ухудшения качества изображения.

Формат TIFF.

Формат TIFF достаточно специфичен и используется чащу всего для полиграфии, его можно сжать и не бояться за потерю качества.

Данный формат способен хранить широкий диапазон глубины цвета и поддерживать цветовые модели RGB и CMYK.

Поддержка форматом TIFF нескольких страниц и слоев делает его полезным для создания документов и графики, содержащих много изображений.

Показать полностью

Мирский замок. История создания. Беларусь

Уже на закате нашего экскурсионного дня, мы решили посетить последний, интересующий нас, замок - Мирский замок.

На пути к нему, по обе стороны от дороги простилались огромные поля. На одном из них, в тишине природы, возвышались молчаливые ветряки. Я вам скажу, издалека они выглядят красиво, но приближаясь к ним, меня почему-то одолевал страх. Всё-таки конструкция не маленькая, но проехать мимо и не сфотографировать я не смогла.

Мирский замок. История создания. Беларусь Достопримечательности, Путешествия, Памятник, Туризм, История города, Краеведение, Архитектура, Республика Беларусь, Музей, Фотограф, Фотография, Длиннопост, Историческое фото, Замок, Мирский замок

И вот мы подобрались к Мирскому замку.

В последних лучах закатного солнца он выглядел очень живописно. Итак его история.

Мирский замок. История создания. Беларусь Достопримечательности, Путешествия, Памятник, Туризм, История города, Краеведение, Архитектура, Республика Беларусь, Музей, Фотограф, Фотография, Длиннопост, Историческое фото, Замок, Мирский замок

Мирский замок (Mir Castle Complex)

Мирский замок, заложенный на рубеже XV-XVI столетий, находится в небольшом белорусском городе Мир, в Кореличском районе Гродненской области. Еще полвека назад Мирский замок лежал в руинах, но в конце прошлого столетия он был со вкусом отреставрирован, после чего заслуженно оказался в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник центрально-европейской замковой и дворцовой архитектуры.

Основные моменты

Мирский замок – один из самых эффектных и популярных туристических объектов в Беларуси. Бывшая цитадель и резиденция литовских аристократов неизменно впечатляет путешественников своим гармоничным и целостным обликом, несмотря на то, что в ее архитектуре переплелись элементы зодчества поздней готики, эпохи Ренессанса, барокко. Мирский замок полон очаровательных уголков, где воссоздана атмосфера минувших столетий. Здесь проводятся фестивали, балы, концерты, театрализованные экскурсии, во время которых гостей приглашают потанцевать в бальном зале с аниматорами, наряженными в парадные платья по моде XVIII века.

На всех этажах замка располагаются музейные экспозиции, демонстрирующие предметы старины разных эпох. Правда, экспонатов, принадлежащих к обстановке именно этой цитадели, здесь немного, все имущество было безвозвратно утрачено за десятилетия запустения, когда замок был полуразрушен. В части помещений устроены гостиничные номера, в том числе класса «люкс». К услугам гостей Мирского замка – атмосферный ресторан и кафе. Для всех желающих организуются специальные экскурсии на княжескую кухню и под своды винного погреба замка, где туристов ожидает дегустация изысканных напитков и закусок.

История Мирского замка

Регион, в котором расположен Мирский замок, на протяжении многих столетий был ареной военных конфликтов, политических союзов и культурных заимствований. На владение этими землями претендовали польские и шведские короли, великие князья литовские, московские цари. С юга сюда устремлялись татары-крымчаки, грабившие незащищенные мирные города. Похоже, именно эти беспокойные факторы и сподвигли первого владельца обширного поместья – литовского магната Ежи (Юрия) Ильинича, старосты Бреста и Каунаса – выстроить в 20-е годы XVI столетия на холме близ речки Мирянки не просто усадьбу, а хорошо укрепленный замок. Вероятно, крепость на этом месте стояла и в предыдущем столетии. Археологические раскопки, проведенные здесь во время реставрации, выявили на территории замка культурный слой с остатками сгоревших деревянных укреплений XV в.

Во второй половине XVII века Мирский замок, перешедший к тому времени во владение могущественного рода Радзивиллов, оказался в самом центре конфликтного региона, где участились военные столкновения между войсками Речи Посполитой и армией русского царя, желавшего расширить свои западные границы. Средневековые стены не спасли замок от пушек противоборствующих сторон. Впервые он был опустошен в 1655 году казаками Ивана Золотаренко и войском воеводы Алексея Трубецкого. В том же году замок штурмом взяли шведы, разорив имение Радзивиллов и разрушив крепостные постройки. В 1680-х годах здесь были проведены восстановительные работы, вернувшие замку его первоначальный облик.

В 1706 году, в период Северной войны, Мирский замок вновь существенно пострадал. На этот раз он подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны войск шведского короля Карла XII, после чего был взят штурмом и сожжен. Последствия этих военных действий оказались более катастрофичными, чем те, что были вызваны предыдущей баталией. Вернул былую роскошь замку князь Михаил Казимир Радзивилл, однако в июне 1792 года под стенами цитадели вновь загремели пушки. Здесь состоялась битва при Мире, в которой десятитысячный литовский корпус польского короля Станислава Августа Понятовского потерпел поражение от русских войск.

В эпоху Наполеоновских войн полуразрушенная цитадель была заброшена. В 1812 году, во время изгнания армии французского императора из России, у стен Мирского замка произошла битва отступающих войск маршала Даву и кавалеристов генерала Матвея Платова.

В конце XIX века замок восстановил русский князь Михаил Святополк-Мирский, чья семья владела этой резиденцией до начала Второй мировой войны. В 1939 году в пределы Западной Беларуси, принадлежавшей Польше, вошли советские войска. Мирский замок вновь был разграблен и значительно разрушен. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз вся Беларусь была захвачена немцами. В Мирском замке нацисты устроили гетто для местных евреев. После побега нескольких узников, все оставшиеся заключенные были расстреляны в Итальянском саду под крепостными стенами.

В послевоенные годы в развалинах дворца и башен жили беженцы и местные погорельцы из окрестных деревень. Только в 60-х годах XX века из руин были выселены последние обитатели. В 90-е годы белорусские власти решили восстановить эту архитектурную жемчужину, превратив Мирский замок в одну из самых знаменитых достопримечательностей страны.

Прогулка по Мирскому замку.

Территория облагороженная и красивая, со своей парковой зоной, прудом.

Но вот попав внутрь самого замка меня настигло разочарование. На тот момент людей уже не было, солнце еле-еле пробивалось на внутреннюю территорию замка. Как я поняла, он используется, как гостиница. Окинув взглядом пустую площадь внутри замка, мой взгляд зацепился за балкончик, по всей видимости, одного из номеров, он был весь покрыт голубиным помётом, равно, как и часть брусчатки под ним, а на козырьке красовалась целая стая прикормленных птиц. Да с виду он выглядит красиво, величественно, но обёртка всегда красива, а вот внутри...

Мирский замок. История создания. Беларусь Достопримечательности, Путешествия, Памятник, Туризм, История города, Краеведение, Архитектура, Республика Беларусь, Музей, Фотограф, Фотография, Длиннопост, Историческое фото, Замок, Мирский замок

На этом мы поехали домой, ибо следующий день обещал быть интересным.

Показать полностью 3

Фиксированный фокус. Коротко о главном

Фиксированный фокус. Коротко о главном Фотограф, Начинающий фотограф, Уличная фотография, Прогулка по городу, Фотография, Парк, Уроки фотографии, Дикая природа, Природа России, Природа, Отдых на природе, Путешествия, Река Волга

Фиксированный фокус.

Современные оптические фотокамеры, как правило, имеют сложную систему автофокуса (АФ), и это значительно упрощает жизнь фотографам. Однако бывают ситуации, когда камера не может сфокусироваться (возможно, из-за недостаточной контрастности) или объект съемки находится за пределами центра видоискателя, где по умолчанию располагаются точки автофокусировки (например, если вы хотите зафиксировать объект на периферии изображения). Профессиональные камеры позволяют изменять точку автофокусировки, но зачастую бывает проще зафиксировать фокус. Бывает, что центральная точка фокуса более чувствительна и лучше реагирует в условиях слабой освещенности, поэтому более предпочтительна.

Наведите фокус на объект и нажмите кнопку затвора наполовину. Затем, не отпуская кнопку, переместите камеру, чтобы перестроить кадр. Камера сохранит оригинальный фокус. Когда вы найдете нужную композицию, нажмите кнопку до конца.

Этот метод дает хорошие результаты, однако следует обратить внимание на два момента. Во-первых, следите, чтобы при перестроении кадра расстояние до объекта не менялось, иначе он выйдет из фокуса.

Во-вторых, убедитесь, что ваша камера не блокирует настройки экспозиции одновременно с фокусом, иначе вы рискуете получить снимок с недостаточной экспозицией.

Показать полностью

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни

Реставрация Лидского замка и наши дни.

Начиная с 1979 г. в Лидский краеведческий музей, были переданы 18 тысяч артефактов – главным образом фрагменты керамической посуды, а также обломки кирпичей, изразцов, черепицы, стеклянной посуды, металлические замки, ключи, инструменты, подковы, арбалетные болты, каменные ядра, монеты. Самые интересные артефакты уехали в Минск. Часть из них хранится на полках института истории АН Беларуси.

По результатам археологического изучения М.А. Ткачев, С.Г.Багласов и О.А.Трусов предложили свои реконструкции Лидского замка.

Основные итоги раскопок в отношении обустройства замкового двора (по О.А. Трусову).

  • В замке имелись две башни, юго-западная строилась вместе со стенами, северо-восточная – пристраивалась к стенам. Обе башни были накрыты черепицей. СВ башня отапливалась.

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
  • Изнутри к замковым стенам с трех сторон, кроме южной, примыкали деревянные одноэтажные здания – казармы шириной около 4 м., разделенные на отдельные помещения с печами.

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
  • Недалеко от западной стены стояло отдельное прямоугольное в плане строении (6х4) с каменным фундаментом, выложенным на глине. Его помещения отапливались кафельной печкой.

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
  • В восточной части двора имелись два колодца, меньший и больший.

  • Середина замкового двора и некоторые другие участки были выложены булыжником.

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
  • В замок можно было попасть через три входа, два из них Большой и Малый были прорезаны в восточной стене, третий в южной. Через Большой проем можно было проехать только с помощью подъемного моста.

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост

В 1990-х годах, этим занималась Белреставрация (автор проекта – С.Г. Багласов). Однако в ту пору, видимо, не было достаточного финансирования, к реставрации привлекали непрофессиональных строителей, работа которых не соответствовала проектным решениям, а со временем привела к разрушениям стен и одной из башен.

Неоднократно падала западная стена замка.

Качество кладки, а также отсутствие консервации незавершенных работ привели к падению фрагментов бутовой кладки и стены в целом. Не была выполнена консервация незавершенной юго-западной башни, что разморозило уже уложенные плиты перекрытия и кирпичную кладку стен замка. Качество кладочных работ и применение не соответствующих друг другу кладочных материалов ухудшают эстетическое восприятие замка и требуют исправления. Необходима была и реставрация выполненных в то время галерей, бойниц, арок и др.

Время нового витка реконструкции пришлось на праздник "Дажынак" 2010 года. На город была выделена гигантская сумма денег (около 150$ млн.) На замок пришлось по разным данным около 300$ тысяч. Деньги не большие и о качестве материалов, как и о квалификации специалистов, как и в прежние времена говорить не приходилось.

Качество бетона низкое. Большое его количество, с зазорами между валунами, вкупе с торчащей наружу арматурой - создают, в целом, мнение о спешной и не совсем качественной реставрации.

Мало сведений о деталях интерьеров, сооружениях внутри двора и планировке башен. Поэтому в ходе работы над проектом приходилось пользоваться аналогами. В отпускное время, все члены группы архитекторов-проектировщиков, собирали печатные и фото- материалы, свидетельствующие о примерах реставрации различных сооружений XIV в. в соседних странах. В разных библиографических источниках по-разному указывается место происхождения строителей замка, в связи с чем изучался опыт Литвы, Украины, Польши, Германии и др.

Целью реставрации было вернуть замку облик, который он мог иметь в XIV в., и в то же время создать условия его функционирования, как современного музея. Согласно проекту, реконструируются, указанные в письменных источниках, существовавшие ранее на территории двора постройки – здание казарм, дом коменданта, кузница, навесы, колодцы. Реконструируются северо-восточная и юго-западная башни. Функциональное назначение их – музейное.

В здании казарм предлагается разместить: магазин сувениров, кафе, рыцарский клуб. Дом коменданта будет использоваться для размещения необходимых музею служб: мастерских, помещения администрации и туристического агентства. Возводятся подъемный мост и лестницы на боевые галереи, разбирается заложенный запасной вход на высоте 2 м от земли.

Обустраиваются главный вход западной и два входа – княжеский и малый – восточной стены. С начала прошлого века в Лиде существовала своя традиция – использовать двор замка для проведения различных массовых мероприятий, в частности городского катка, футбольного поля, и по просьбе Лидского горисполкома традицию решено сохранить. На дворовой территории предусмотрена площадка для проведения концертов, спортивных соревнований и рыцарских турниров, а также размещение здесь моделей боевой техники XIV в. Для реставрации и реконструкции сооружений замка в проектном решении предлагается использовать аналогичные временам строительства материалы: реставрационный кирпич, бут, дерево, керамическую черепицу и кованые металлические детали.

Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост
Часть 2. Беларусь. Лидский замок. Реставрация и наши дни Достопримечательности, Республика Беларусь, Путешествия, История города, Памятник, Краеведение, Фотография, Архитектура, Фотограф, Музей, Туризм, Длиннопост

Побывав, на тот момент, в двух разрушенных замках Беларуси, могу сказать только одно. Отреставрированное здание очень сильно теряет в своей энергетике и внешнем облике в целом. Переплетение старинных материалов и технологий с современными техниками укладки и строительства никак нельзя совмещать. По моим ощущениям, данный замок хоть и выглядит внушительно, но внутренне ощущается, как аттракцион и бутафория, не более.

Но с другой стороны, забота о прошлом, об истории – это важная составляющая любой страны. И пусть хотя бы так, наглядно, вооружившись воображением и знаниями, мы можем прочувствовать и окунуться в те великие времена.

Информация взята из:

Источник 1

Источник 2

Источник 3

Источник 4

Показать полностью 10

Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания

Дорога до Лидского замка.

Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания Путешествия, Республика Беларусь, История (наука), Достопримечательности, Фотограф, Краеведение, Памятник, Музей, История города, Архитектура, Фотография, Длиннопост

Не долго размышляя давайте сразу перейдём к огромному пласту исторического материала. Впереди много текста, но познавательного.

Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания Путешествия, Республика Беларусь, История (наука), Достопримечательности, Фотограф, Краеведение, Памятник, Музей, История города, Архитектура, Фотография, Длиннопост

Строительство Лидского замка.

К сожалению, мы никогда точно не узнаем, как выглядел Лидский замок в те времена, но существуют многие описания. Давайте попытаемся представить себе это величие, а потом посмотрим современные фотографии отреставрированного замка и сравним свои ожидания. Фотографии находятся ниже.

Для замковой застройки был выбран небольшой песчаный остров в болотистом слиянии двух рек - Лидеи и Каменки. Остров преобразовали в искусственную прямоугольную площадку: местами насыпали гравий, камни, крупную речную гальку до высоты 5-6 метров. С севера, на расстоянии 7 метров от нее проходил широкий (около 20 метров) ров, который соединял две реки и отделял укрепление от города. Лидский замок построен из полевого камня и кирпича. Толщина стен внизу - 2 метра, вверху они сужаются до 1,5 метра и переходят в боевую галерею. Парапет, толщиной в 70 сантиметров, из кирпича и имеет один ряд бойниц трех типов. Настил галереи опирался на деревянные балки сечением 20х20 сантиметров. На южной и восточной стенах находились два кирпичных данскера (туалета) на каменных фигурных консолях.

Сначала замок имел только одну башню - в юго-западном углу двора. В плане она представляла собой квадрат (по внутреннему обводу почти 9х9 метров). Замок имел три входа. В южной стене на расстоянии 22 метров от башни - небольшой полуциркульный проем на высоте 4 метров от первоначального уровня двора, который, видимо, считался запасным (на случай разведки или побега), и попасть туда можно было только с помощью длинной приставной лестницы. Два входа - в восточной стене: малый, сделанный на уровне обреза фундамента стены, и большой (по-видимому, более поздний), расположенный у северо-восточной башни на высоте 2,5 метра.

Попасть в замок через большой вход можно было только с помощью подъемного моста. О его наличии свидетельствует большая разгрузочная остроконечная ниша, которую прорезал входной проем меньших размеров. Проем малого входа имел также полуциркульную форму и высоту 2,45 метра. Сохранились остатки от бегунков ворот. Это два больших камня в основе арки с круглыми гнездами-отверстиями.

Наружные поверхности стен замка сделаны из больших, частично обтесанных валунов, уложеные горизонтальными, точно определенными рядами. Камни хорошо подобраны друг к другу. Промежутки между ними заполнены каменными осколками на известковом растворе (кирпичные клинья встречаются очень редко). Забутовка между ''щеками'' стен - из мелких камней. Кирпич использовался только для основных конструктивных элементов и архитектурных деталей. Из него выложены углы замковых стен и башен, декоративные пояса на фасадах восточной и северной стен, арки, своды, бойницы и наружные поверхности парапета боевой галереи (кренеляжа). Кирпичные пояса на внешней поверхности замковых стен выполнены в технике балтийской, или вендской, каменной кладки. Это чередование двух длинных сторон кирпича (ложков) и короткого (шест).

Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания Путешествия, Республика Беларусь, История (наука), Достопримечательности, Фотограф, Краеведение, Памятник, Музей, История города, Архитектура, Фотография, Длиннопост

Основная тяжесть обороны приходилась на стены с боевой галереей, которые не были рассчитаны на применение огнестрельного оружия. Во время военной опасности около бойниц стояли воины, вооруженные луками и арбалетами (самострелами).

В конце XIV - начале XV в. внук Гедимина, великий князь Витовт, перестраивает замок и делает его одним из самых могущественных в Великом княжестве Литовском. В связи с развитием военного дела для укрепления сооружения возводится другая, северо-восточная, башня с расчетом на ведение пушечного боя. Кладется она из кирпича лучшего качества и других размеров - 29-30х14х7,5-8 сантиметров. Башня примыкает к основному строению. Толщина стен, выходящих во двор, - 3 метра, а докладки к двухметровый стенам замка (с целью укрепления стен) - 83 сантиметра. Фундаменты ее лежат на 70-80 сантиметров глубже замковых. Когда-то башня имела арочный дверной проем со двора (он выложен из специального фигурного кирпича) и лестницу в толще западной стены шириной 1 метр с деревянными ступеньками на кирпичной основе.

Северная и восточная стены изнутри украшены двумя нишами, а в южной стене первого этажа сохранились две глубокие ниши-печи, что когда-то обогревали верхние помещения. Первый этаж венчал крестовый свод, ребра которого выполнены из стреловидного кирпича. Обе башни были накрыты полуциркульной черепицей.

Описание Лидского замка. История. Времена процветания и величия.

Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания Путешествия, Республика Беларусь, История (наука), Достопримечательности, Фотограф, Краеведение, Памятник, Музей, История города, Архитектура, Фотография, Длиннопост
Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания Путешествия, Республика Беларусь, История (наука), Достопримечательности, Фотограф, Краеведение, Памятник, Музей, История города, Архитектура, Фотография, Длиннопост
Часть 1. Беларусь. Лидский замок. История создания Путешествия, Республика Беларусь, История (наука), Достопримечательности, Фотограф, Краеведение, Памятник, Музей, История города, Архитектура, Фотография, Длиннопост

Замок был сооружён из бутового камня и кирпича, имел в плане форму неправильного четырёхугольника с двумя угловыми башнями и был поставлен на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек Лидея и Каменка, с севера — рвом шириной около 20 м, который соединял эти реки и отделял замок от города. Позже (вероятно, в XVI-XVII ст.) в систему предзамковых укреплений с востока было включено искусственное озеро. На замковом дворе размещались православная церковь (в 1533 перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки, с 1568 - суд, архив, острог. Жилые помещения размещались на верхних этажах башен.

Стройка Лидского замка, кстати - одного из самых больших на территории современной Беларуси (размеры замкового двора примерно 80х80 м) приходится на тридцатые годы 14 в. (Начались работы в 1323 г.). В те времена Великим князем Литовским был князь Гедимин, вошедший в историю, как талантливый воин бившийся против крестоносцев. Воспользовавшись временным перемирием с Орденом, весной 1323 Гедимин разослал письма в ганзейские (северо-немецкие) города, которые не очень жаловали крестоносцев, с приглашением на работу разных ремесленников, в том числе и каменщиков. Есть мнения, что ганзейские мастера приняли непосредственное участие в возведении Лидского замка. Местные строители совместно с приглашенными иностранными, взяв за основу рыцарский кастель, переработали и приспособили его к местным природным и защитным условиям. Увеличена площадь замкового двора, на котором в опасные часы могли разместиться не только армия и городские жители, но и крестьяне из окрестных деревень. Ученый Михаил Ткачев подсчитал, что для строительства стен Лидского замка понадобилось около 23 тысяч кубических метров камня, около 1,5 миллиона кирпичей, большое количество извести и песка. Письменные источники свидетельствуют, что работы велись 5-7 лет.

Разного за 7 неполных веков увидели стены Лидского замка. Были в его жизни и торжественные минуты: в 1387 г. польский король и великий князь Литовский Ягайло принимал в замке присягу от своего брата Скиргайлы, полоцкого князя. Были также и большие многонедельные праздники: в 1422 г. в замке широко и блестяще отмечался брак пристарелого короля Ягайло с молоденькой 17-летней Софией Гольшанской - родоначальницой королевской династии Ягеллонов. Были и трагические часы: в июле 1506 в замке умирал король польский и великий князь Литовский, Русский и Жмудского Александр; здесь в присутствии всей Литвинской знати и жены Елены Иоанновны - дочери Великого князя Московского Иоанна III, он причастился и подписал завещание. Добрый десяток раз пожары и войны испепеляли город дотла: только за первую половину 20-го века Лида 8 раз переходила из рук в руки. Замок видел почти всех наших королей и великих князей 14-18 вв., А также Карла XII, Павла I, Александра I, Николая II, Адама Мицкевича, Игнатия Домейко, Феликса Дзержинского, Льва Троцкого, Иосифа Пилсудского и т.д...

В XIV в. стены замка не однажды выдерживали натиск крестоносцев. Впервые под замковыми стенами они появились в 1384 г.. После длительной осады и штурма враги захватили замок. Второй раз набег был сделан зимой 1392 г., когда болото вокруг укрепления сковал лед. Сожгли окрестные строения, ограбили город и осадили замок. Руководитель обороны, князь Корибут, который имел незначительное количество воинов, решил не ждать штурма и ночью через потайной ход вместе с гарнизоном оставил крепость. Рыцари захватили много военного снаряжения и оружия. Через два года отряды крестоносцев опять напали на Лиду, но на этот раз замок выстоял. При поддержке жителей города воины гарнизона мужественно отбили все атаки неприятеля.

Досталось Лидскому замку и во время междоусобных войн. В начале XV в. около его стен очутились войска смоленского князя Юрия, который пришел освобождать свою семью, захваченную в плен Витовтом. Смоляне сожгли город, несколько раз штурмовали замок, но взять его не смогли. В 1433 г. замок обложили войска князя Свидригайло, претендента на великокняжеский престол. Снова город вчистую уничтожил огонь, но защитники замка мужественно отбили все приступы захватчиков.

В 1397 г. (по некоторым источникам в 1396-м) Лидская волость была отдана Витовтом золотоордынскому хану Тохтамышу, который был свержен соплеменниками в результате переворота. Хан прожил в Лиде два с половиной года в отдельном доме, что стоял в окрестностях замка (там где сейчас находится каменный костел). В 40-х годах XV в. Лидском старостой был еще один перебежчик из Золотой Орды - хан Давлет Хаджи-Гирей. Ему выпала более счастливая судьба, так как с помощью феодалов Великого княжества Литовского он стал ханом перекопских татар.

Во второй половине XV в. замок временно исчезает со страниц древних летописей и хроник. И это не удивительно. Для Лиды наступили относительно спокойные времена. Городская застройка той поры была деревянной и располагалась к северу от замка.

В начале XVI в. вновь заполыхало пламя пожаров. На этот раз к замку подошли орды крымских татар. Однако штурмовать укрепленный замок татары боялись. В это время было собрано народное ополчение численностью в десять тысяч человек, которое разбило пришельцев в окрестностях Лиды.

Во время правления короля Речи Посполитой Яна Казимира в городе насчитывалось около 15 тысяч человек, и Лида получила магдебургское право. Своих укреплений город не имел, поэтому в случае надвигающейся опасности жители искали спасения в замке. На то время замок получил дополнительное укрепление - искусственное озеро, которое прикрывало его с востока. Это озеро есть на планах и рисунках XVIII - XIX вв. Замок принадлежал государству и охранялся местной шляхтой. Здесь находились склады оружия, гарнизон, в северо-восточной башне была тюрьма. К концу XVIII в. здесь проходили городские суды.

В середине XVII - начале XVIII в. мирную жизнь города Лиды была прервана войной. Летом 1659 г. замок со всех сторон окружило 30-тысячное войско царского воеводы Никиты Хованского и после орудийного обстрела и длительной осады взяло его. Все деревянные строения были сожжены (и больше уже не восстанавливались), а колодцы засыпаны. После окончания русско-польской войны на территории замка никто постоянно не жил. Сильный удар лидской кладке нанесли шведы, которые в начале XVIII в. взорвали обе башни, и укрепление потеряла свое стратегическое значение. Стены его постепенно разрушались. Однако в уцелевших помещениях хранились городские акты и проходили суды. Почти окончательно замок будет разрушен летом 1794 г.: в его руинах вели бой с царскими войсками повстанцы Тадевуша Костюшко, вооруженные 18 пушками. Городской архив и все древние документы были вывезены в Смоленск, где во время Отечественной войны 1812 г. они сгорели.

Надо отметить, что в конце XVIII - начале XIX в. замок еще поражал современников своей мощностью. Тогда стояли почти все замковые стены с бойницами и аркатурным поясом на северной и восточной стенах, кое-где остатки башен до уровня третьего этажа. Именно с этого времени началось научное исследование памятника.

Период раскопок Лидского замка.

В 1970-е годы Лидский район БССР, как у коммунистов было принято, соревновался с Тракайским районом ЛССР. Руководители районов выезжали друг к другу в гости, демонстрировали достижения. Среди своих достижений литовцы показывали Тракайский замок, который в то время реставрировался. Председателем Лидского горисполкома в те годы был Владимир Михайлович Логош – толковый хозяйственник и человек замечательный, строитель по образованию. У него возникла идея реставрации Лидского замка. Осенью 1973 г. эту идею он ввел в уши председателя облисполкома Григория Филатовича Фомичева и второго секретаря Гродненского обкома партии Сергея Терентьевича Кобяка, бывших первых секретарей Лидского горкома в 1961-67 и в 1968-72 гг. Идея обоим понравилась и Г.Ф.Фомичев переговорил с министром культуры БССР.

Нашлись, однако, и противники, которые считали, что нет необходимости восстанавливать замок, построенный литовским феодалом Гедимином, где он скрывался от гнева белорусского народа. Такие тогда были представления о Великом Княжестве Литовском.

В 1974 г. в замковом дворе 12 небольших шурфов заложил научный сотрудник института истории АН БССР кандидат исторических наук Ярослав Генрихович Зверюго. «Исследователю не повезло, так как во всех шурфах, сделанных по периметру стен на расстоянии 10 метров от них, находился перемешанный культурный слой».

Но в задействованы были серьезные люди, и в 1975 г. реставрацию Лидского замка включили в план работ Специальных научно-реставрационных мастерских (СНРМ) Министерства культуры БССР. В сентябре 1976 г. были проведены архитектурно-археологические исследования, которые подтвердили уникальность этого сооружения. Научный руководитель работ архитектор Сергей Георгиевич Багласов предложил проект полного восстановления замка.

По его концепции следовало сначала собрать исторические сведения и графические материалы о замке, провести раскопки, изучить культурный слой, затем осуществить консервацию остатков замка, составить проект реставрации и только потом приступить к восстановительным работам. Предложения были приняты Лидскими горкомом партии и горисполкомом, были выделены необходимые денежные средства, которые позволили провести широкомасштабные археологические исследования. Руководил археологическими раскопками аспирант института истории АН БССР Олег Анатольевич Трусов.

К 1977 г. в хорошем состоянии была только южная стена замка. Это единственная стена, в которой уцелели бойницы и гнезда от консольных балок боевой галереи. Высота стены достигала 13 м. Западная стена сохранилась хуже других, имела высоту 6 м и отклонялась от вертикали в наружную сторону на 30 см. С юга к ней примыкала тонкая стенка реставрации 1920-х годов.

Восточная и северная стены сохранились на высоту 8 м. Северо-восточный угол к этому времени природой или человеком был освобожден от кирпичной облицовки.

Летом 1977 г. в замковом дворе были заложены 5 раскопов: 1 -в юго-западном углу для вскрытия фундаментов юго-западной башни; 2- в северо-восточном углу для вскрытия руин северо-восточной башни; 3- у северной стены для определения глубины залегания ее фундамента; 4 – в юго-восточном углу с целью поисков предполагаемой лестницы на галерею; 5 – у западной стены с целью поисков предполагаемых построек. Археологические работы выполняли студенты строительного отряда имени В.И. Пичеты, сформированного на историческом факультете Белорусского государственного университета.

На месте северо-восточной башни был высокий холм, заросший бурьяном. Из -под крупных валунов выступал массивный останец западной стены башни. Раскопки башни оказались чрезвычайно тяжелыми. Тысячи камней вынесла за два месяца бригада из семи студентов. Были обнаружены вход в башню, четыре ниши в северной и восточной стенах, два камина в южной стене, а внутри западной стены – лестница, которая когда-то вела на верхние этажи. Нижний этаж башни имел площадь 40 м2 со сторонами 6.2х6,5 м.

Вход в башню обнаружился в западной стене. Ширина его 1,2 м. «Вход был оформлен в виде двухступенчатой арки, выложенной из специального фигурного кирпича».

Северная и восточная стены башни были пристроены к стенам замка без перевязки с замковыми стенами, их толщина в пределах 85- 90 см. В нижней части обеих стен имелись четыре ниши. Так их назвали, по сути это проемы в стенах башни.

Ниши (проемы) были устроены изначально. Свод ниш выкладывался по кружалам с установкой кирпича на торец с уширением кверху растворного шва. В своде этой ниши наблюдался замковый клинообразный кирпич. Выше укладывались валуны на известковом растворе. Как то читал статью, в которой сообщалось о том, что такие проемы и ниши компенсировали просадки в фундаменте и исключали появление трещин в стенах. Изнутри стены башни были обмазаны слоем раствора, из массива стен на поверхность проступали только крупные камни и арки кирпичных сводов.

Первый этаж башни был перекрыт нервюрным крестовым сводом. «Во всех углах башни имелись остатки крестового нервюрного свода. Однако уцелевшие стены находились в очень плохом состоянии: кирпич крошился и осыпался прямо на глазах».

При расчистке западного камина были обнаружены фрагменты горшкообразных изразцов, много золы и угля. Каменный пол камина был обмазан толстым слоем глины. Пол на первом этаже был деревянный.

Внутри западной стены сохранилась каменная лестница, которая вела на верхние этажи башни. Ширина ее 100-105 см. Остатки лестницы насчитывали 10 ступенек шириной от 20 до 31 см. В давние времена на каменных ступенях лежали прямоугольные деревянные брусья, концы которых были вмурованы в кирпичную облицовку боковых стен.

В 1978 г. детальному изучению был подвергнут замковый двор. Территория двора была разбит на квадраты (4х4 метра), каждый из которых раскапывался как отдельный раскоп. Всего было заложено 17 раскопов. В разных местах замкового двора были выделены охранные зоны, где культурный слой должен был сохраняться для будущих исследований.

В культурном слое было обнаружено большое количество булыжников и валунов. В ХIV веке стройматериалов было завезено больше, чем понадобилось.

В двух раскопах были обнаружены деревянные срубы древних колодцев.

В 1985 г. были заложены 4 раскопа возле северной и южной стен. Был вскрыт фундамент деревянного строения, которое располагалось в северной части двора. Подняты сотни фрагментов изделий из стекла, тысячи фрагментов бытовой посуды и изразцов, десятки металлических изделий, черепица, изделия из камня, собраны и определены остеологические остатки.

В июле 1986 г. у восточной стены замка на двухметровой глубине студенты неожиданно раскопали склад авиабомб. Авиабомбы лежали штабелями в несколько рядов, каждый из рядов был пересыпан слоем песка. Археологические работы были остановлены. Саперы Юрий Маршалко, Сергей Запорожец и Игорь Чижиков откопали, перенесли на руках, сложили в машину и вывезли из замка 300 авиабомб.

В последующие годы в замке неоднократно находили мины, снаряды и бомбы. Очередные находки обнаружились совсем недавно- в феврале 2011 г. при копке котлована под трибуны. До сих пор неизвестно кто же свез снаряды и бомбы в замок и там их закопал.

В мае-июне 1987 г. на замковом дворе работали Кравцевич А. К., Акинчиц Г.Н., Дардыкина С.В. Исследовались участки культурного слоя, оставшиеся после понижения уровня дневной поверхности двора на 1.5 – 2 м. Раскопки проводили рабочие Лидского участка НПО «Белреставрация». Заложены были два раскопа у юго-западной башни, один у юго-восточного угла и три шурфа вдоль ул. Советской: с северной стороны Фарного костела глубиной 1.1 м., во дворе дома № 1 глубиной 1.05 м. и во дворе дома № 5 глубиной 1,7 м. Это были последние археологические выработки.

Показать полностью 6

История создания легендарного паровоза Л-0563 Лида. История

Вашему вниманию представляется настоящая легенда паровозостроения – паровоз серии Л, или, как еще его называют, «лебедянка». Это первый локомотив в советской истории, который был назван по фамилии его создателя – конструктора Льва Лебедянского. Ранее такой чести удостаивались лишь государственные деятели.

История создания легендарного паровоза Л-0563 Лида. История Путешествия, Достопримечательности, Фотограф, Поездка, Прогулка по городу, Краеведение, Город Лида, Республика Беларусь, История города, Памятник, Фотография, Уличная фотография, Длиннопост

Потребность в грузовых паровозах с нагрузкой от колесной пары порядка 18 тонн/ось, но более мощных и совершенных по сравнению с паровозами серии СО (1-5-0), возникла еще до Великой Отечественной. Перед самой войной конструкторским бюро Ворошиловградского паровозостроительного завода под руководством инженера В. В. Филиппова был спроектирован паровоз типа 1-5-1 с нагрузкой от движущих колесных пар 18 тонн/ось. Он имел большое количество деталей, взаимозаменяемых с паровозом серии ФД21. Постройка нового локомотива была прервана войной.

Учитывая успешную эксплуатацию таких паровозов, специалисты предложили продолжить их строительство, но уже улучшенной конструкции. Им противостояли молодые умы, указывая на недостаточную температуру перегретого пара, его сильное мятие в паровых каналах цилиндров и малый диаметр колес. К решению проектировать новый паровоз также подтолкнуло наличие у локомотива серии СО ряда недостатков: листовой рамы, нижнего рессорного подвешивания, ручного отопления.

До победы оставалось еще около полутора лет, когда под председательством академика Сергея Сыромятникова была создана комиссия, которой предстояло разработать новый тип грузового паровоза. Необходимо было создать достаточно экономичную машину, пригодную для работы на всей сети железных дорог Советского Союза без значительных ограничений скорости. И, что немаловажно, наладить серийное производство техники в очень короткий срок.

Эскизные проекты паровоза типа 1-5-0 разрабатывались совместно Коломенским машиностроительным заводом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта. Лучшим было признано предложение конструкторского бюро завода под руководством академика Сергея Сыромятникова и конструктора Льва Лебедянского, принимавшего участие в проектировании паровозов серий ФД и ИС. Лев Сергеевич – уникальная личность среди конструкторов. Помимо бескрайних возможностей и таланта проектировщика он обладал еще и государственным мышлением. Это выразилось в том, что человек оценил, сколько реально может вложить в строительство нового паровоза обескровленная войной страна и какую технику может принять послевоенный путь. И создал локомотив, отвечающий этим требованиям.

Тяжелая промышленность была загружена военными заказами и не могла быстро освоить производство сложных паровозов, требующих, как правило, длительной доработки конструкции. Стране нужен был локомотив, в котором доля технического риска сведена к минимуму. Поэтому главными требованиями были простота изготовления, ремонта и максимум мощности при заданном весе.

И Лебедянский с этим блестяще справился. При реализации проекта применили все лучшее, чем располагало отечественное и мировое паровозостроение. К примеру, для сокращения трения в буксах всех осей и тендера применили роликовые подшипники, в парораспределительном механизме – игольчатые.

После рассмотрения и одобрения этого проекта в НКПС 5 октября 1945 года Коломенский завод приступил к постройке паровоза. Локомотив П-0001 «Победа» (заводское обозначение П32) совершил первую поездку от Коломны до станции Рыбное и обратно, причем при обороте шел с поездом в 2300 тонн. В том же году завод изготовил паровоз П-0002.

В начале 1946 года тягово-теплотехнические испытания новой советской машины и американского паровоза серии ЕА выявили преимущества первой по мощности и температуре перегретого пара. Ее массовый выпуск начался в 1946 году. Спустя год чертежи были скорректированы с целью снижения веса конструкции и улучшения отдельных его узлов.

Колеса были дисковыми, диаметром 1500 мм, конструкционная скорость – 80 км/ч. Паровоз имел брусковую раму толщиной 140 мм и углеподатчик. К январю 1947-го было выпущено 79 паровозов серии П.

В том же году за разработку конструктор Лев Лебедянский (главный) вместе с другими коллегами получил Сталинскую премию. Тогда же постановлением Совета Министров СССР паровозу присвоили серию Л. Выпущенным ранее машинам поменяли буквенный индекс. Обозначения П-0001 и литая надпись «Победа» уцелели лишь на самом первом паровозе серии.

Паровоз серии Л в Брестском музее железнодорожной техники

Производство машин организовали сразу на трех паровозостроительных предприятиях: Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах. За 10 лет было выпущено в общей сложности 4200 паровозов. В историю отечественных железных дорог они вошли как одни из самых лучших локомотивов массовой постройки. Железнодорожники ласково называли их «лебедянками».

Паровоз серии Л был совершенен с точки зрения дизайна. К примеру, в Германии в то время лучшей считалась серия 42. Но ее разработчики не уделили должного внимания эстетике. Сборка различных функциональных узлов на болтах и электросварке – так характеризовали немецкие машины. Советский паровоз серии Л построили «по моде»: он был длинным и несколько ниже собратьев. Не имел ни одного подвешенного или выступающего за очертания котла агрегата, сухопарники были сжаты общим чехлом, и даже массивный компрессор занял незаметное место над бегунковой осью.

В начале 1948 года был выпущен паровоз типа 1-5-1 серии ЛВ. Его максимальный КПД достигал 9,27%. Таких машин построили 512, хотя в пределах железных дорог Беларуси он не эксплуатировался. В начале 1950-х годов была пересмотрена его конструкция и улучшены некоторые узлы и детали – появился экземпляр с камерным пароперегревателем.

Пик строительства паровозов серии Л пришелся на 1951 год, когда двумя заводами была выпущена 631 машина. На территорию Беларуси первые «лебедянки» прибыли в 1948 году. В депо Минск они заменили работавшие с 1946-го паровозы серии ЕА. И первенцем стал Л-1093 1948 года выпуска. Технику отдали комсомольско-молодежным бригадам, одним из машинистов был Д. В. Солодков, получивший в 1950 году знак «Почетному железнодорожнику». На Белорусской дороге паровоз серии Л поставил немало рекордов.

В 1960 – 1965 годах «лебедянки» перевели на нефтяное отопление, из бригады исключили кочегаров. Но служба последних прототипов паровоза серии Л была короткой – подошла эра тепловозов и электровозов.

Железнодорожники свято чтут память «лебедянок». Паровоз Л-3562 1954 года установлен на постаменте в Витебске в честь 125-летия местного локомотивного депо. Машина Л-4125 1951 года находится на территории депо Полоцк. В Лиде есть сразу два памятника серии Л. Первый – Л-0472 – появился в 2002 году и символизирует локомотив, выезжающий из депо.

В октябре 2008 года к 685-летию города на постамент был водружен паровоз № 0563 1949 года выпуска. Памятная доска гласит: «Воинам-железнодорожникам, участвовавшим в освобождении города Лиды в годы Великой Отечественной войны». Собственно его вы и можете наблюдать на фотографиях.

История создания легендарного паровоза Л-0563 Лида. История Путешествия, Достопримечательности, Фотограф, Поездка, Прогулка по городу, Краеведение, Город Лида, Республика Беларусь, История города, Памятник, Фотография, Уличная фотография, Длиннопост

В музее железнодорожной техники в Бресте можно увидеть два паровоза серии Л – № 0009 и № 1259.

Одой «лебедянке» стали, пожалуй, слова Алексея Вульфова – председателя Всероссийского общества любителей железных дорог: «Паровоз Л-5259, нефтянка…. это летающая швейная машинка. Это голубь летучий под паром, как под парусом. Не машина, не паровоз это, а нивелир на рельсовом ходу».

Информация взята из: Источник

Другое же мнение гласит о том, что: не было у Л компрессора, а был - паровоздушный компаунд-насос усл. № 131. С регулятором усл. №91. Отличие в том, что компрессор - это поршневой мотор наоборот, и его надо чем-то крутить (валом от дизеля, например, или двигателем). Паровоздушный насос имел пару поршней на одной скалке, один поршень толкался паром туда-сюда, второй - перекачивал воздух двумя камерами. Компаунд - двухступенчатый и по воздуху, и по пару, т. е. одна пара цилиндров обеспечивает вторую пару: верхний цилиндр - мятым паром, нижний - воздухом после предварительного сжатия. Кстати, паровоздушник - первое, что можно видеть на Л прямо на площадке перед котлом.

Показать полностью 2

Выбор правильного значения ISO. Коротко о главном

Выбор правильного значения ISO. Коротко о главном Урок, Уроки фотографии, Фотография, Фотограф, Начинающий фотограф
  • ISO - (50-100):

Шум низкий. Хорошо подходит для съёмки при дневном свете.

Фото со вспышкой при низкой освещённости.

Любые фотографии при длинной выдержке, с использованием жёсткого штатива.

  • ISO - (200-400):

Уровень шума средний. Преимущественно предназначается для съёмки с рук при слабом освещении, высокая скорость затвора.

Съёмка без штатива с меньшим, чем обычно в таких условиях, значением диафрагмы.

Увеличение эффективной дальности вспышки.

  • ISO - (800 и выше):

Быстрая скорость съёмки. Высокий уровень шума. Нужно такое значение чувствительности при съёмке с рук при недостаточном освещении, когда вспышка не используется совсем или фотографируемый объект находится вне её зоны действия.

Примеры: музейные экспонаты, спонтанный портрет, вечеринки в закрытом помещении, архитектурные интерьеры, где не допускается использование штатива.

Однако имейте ввиду, что качество фотографий при среднем и высоком ISO будет посредственное. Если вы работаете с клиентом, а не фотографируете для себя, я бы не советовала вам пренебрегать этими знаниями.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!