Arcsinus

Arcsinus

На Пикабу
поставил 176 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
10К рейтинг 5 подписчиков 2 подписки 14 постов 4 в горячем

Вид на Сити с балкона МГУ

Вид на Сити с балкона МГУ

От России до Европы

Россия это часть Европы? Внутренняя логика вопроса идентична вопросу о наличии русской философии. При этом вопросе не замечают существенный момент, а именно конституирование через его постановку образа Европы, содержание которой отражает некое единство и целостность европейского пространства. Европа это иное России, отрицать же европейское влияние столь же наивно, как отрицать влияние американской культуры на культуру современной Японии, но интенция вопроса притязает на тождество. Постановка же вопроса о причастности Европе России исключительно искусственна, – поэтому вполне оправданы евразийские взгляды на русскую культуру, которые не исчерпывая содержание русской культуры, дополняют новыми смыслами. Но это логика и чуткость к движению мысли, а умом же Россию не понять.

Вопрос Европа ли Россия по своему внутреннему содержанию ошибочен, обращая внимание на содержание понятия Европы. Что ему соответствует? Географическое пространство и соседство различных государств не высветит этого содержания. Для прояснения этого следует обратиться к истории Европы, то есть истории европейских стран. Однако и здесь мы столкнемся с тем, что никакого единства, по существу, нет. Скажем, с этого начинает один из историков Франции, Ф. Бродель, говоря достаточно убедительно и аргументировано, что Единой Франции не существует; говорить следует о многих Франциях. Более того, не существует и единой Бретани, перед нами – несколько Бретаней, несколько Провансов, несколько Бургундии, Лотарингии, Франш-Конте и Эльзасов... Уверен, это применимо и к ряду других европейских государств. Поэтому вопрос Европа ли Россия – это вопрос идеологический, решение которого не столько приближает к пониманию реального положения России, сколько задает тон идеологической направленности вопрошающего.


Источник: литературно-философский канал https://t.me/blue_canvas

Показать полностью

По эту сторону

Я уже сам преподаю, но люблю вспомнить студенческую первую молодость, насыщенную на споры и обсуждения. На лекции по политической антропологии, обсуждая современные формы тоталитаризма и их философские основания, я задал вопрос профессору, большую часть жизни, конечно, прожившему при коммунистическом режиме:

– Живущий в тоталитарном государстве ощущает себя жителем тоталитарного государства?

Профессор лишь улыбнулся всеми морщинами лица, но не ответил. Гораздо позже до меня дошло, что ответ на вопрос я мог бы дать сам. Так я понял смысл фразы: вырастишь – сам поймешь. А также приобрел искреннею жалость к тем, кто не может повзрослеть, – я понимаю, их психика настойчиво оберегает их возможности разглядеть за ценимыми их ценностями кровь и несчастья людей. Человек чаще глупее собственного ума. Понимая животную природу человека, сложно серьезно воспринимать попытки людей выстраивать свою идентичность через формы государственности, через связь с историей, содержание которой опосредовано формами режима.

Источник: https://t.me/blue_canvas

Сомнение

– Сомнение это ад,– однажды бросил в одном из разговоров мой собеседник, философ и богослов. И тогда мне было это не ясно, – возможно, в то время я еще не знал опыта сомнения, точнее – не мог отличить в себе проблесков мышления от тотальности сомнения. Но отсутствие различий – хуже любого ада.

Декарт со слов Мамардашвили «больше всего не любит в себе две вещи, а именно: нерешительность и меланхолическое расположение духа. Не потому что он был весельчак, вряд ли – ни по его текстам этого не видно, ни по портретам, оставшимся от голландцев. Он просто терпеть не мог меланхолическое состояние духа, в котором неизбежно присутствует самодовольство, что ты – один из немногих. Все остальные довольны, а вот ты испытываешь меланхолию. Ему чудилась в этом ощущении некоего несчастья – несвобода». Несвобода же это не отсутствие выбора, но состояние, при котором любой выбор приводит к одному и тому же. Это и есть ад.


Источник: https://t.me/blue_canvas

Введение в философию

Понимание философии как истории философии – только один из возможных путей, позволяющих прояснить содержание нашего предмета. Однако результат такого понимания заведомо мертворожденный, – если философия для нас не препарированный объект на стеклышке в стерильной лаборатории, а практика, взывающая нас к себе. Но история, понимаемая как совокупность преданий и сказаний о прошлом – только одна из возможных историй, и, к сожалению, одна из самых распространенных, и едва ли не единственная, которую мы чаще всего встречаем в учебных заведениях. Чтобы история была актуальной и вбирала нас и наше мышление, она отвечать вопросу о смысле, – вне зависимости от его результата, – должна задавать логику смысла, вводя нас в игру мирового мышления.

Среди множества книг, посвященных истории философии, говоря о европейской философии, Лекции по философии Гегеля – это первая история философии вообще. С этим можно не согласиться и сказать: а как же Диоген Лаэртский? Трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философ» прекрасный памятник, но, к сожалению, не вводящий нас в логику мышления, и, главное, не задающий актуальность истории, проговариваемую в нашем мышлении. В этом одна из привлекательных сторон философии: в ее пространстве сливаются в органичное единство мышление мирового времени.

Гегель, конечно, не бесспорен. К нему есть возражения. Но возражения эти только потому и возможны, что мышление его актуально. Гегель это громадная планета, если не само Солнце, притяжение которого соблазнительно, – и как все соблазнительное – губительное. Но пройти через него нужно любому, кто хочет понять, что такое мышление и как возможна история философии.

Лекции по истории философии Гегеля, конечно, не исчерпывают историю философию даже в именах. Философия по мысли Гегеля закончилась на нем, однако она, словно не боясь противоречий в духе самого Гегеля, продолжила свое существование, оставляя имена и памятники мысли. И, конечно, он прошел мимо русской философии. Была ли она до Гегеля? Едва ли. Вопрос о русской философии и ее началах – предмет отдельный. Однако ест одна книга, которую я бы порекомендовал в качестве введения в историю русской философии, – это «Русская идея» Н.А. Бердяева. Это прекрасная попытка проиллюстрировать движение русской мысли в ее становлении и актуальности, не сводя при этом текст в банальное перечисление имен и фактов, которые сами по себе мертвы. Вдохнуть в историческое мышление жизнь – это задача современного философа и всякого, кому она не безразлична.

Источник:  https://t.me/blue_canvas

Показать полностью

Ответ на пост «А вот все, а надо было раньше»

Родригез будет жить еще долго,

А Duke Nukem должен умереть.


Москва, одна из районных поликлиник.

Ответ на пост «А вот все, а надо было раньше» Поликлиника, Мигранты, Медицина, Ответ на пост, Москва
Показать полностью 1

Журнал КРОКОДИЛ. Февраль, 1969

Журнал КРОКОДИЛ. Февраль, 1969 Раньше было лучше, Журнал, Журнал Крокодил

Не так давно натолкнулся на пост про медика, которому выдали велосипед от больницы в которой он трудится. И тут, перелистывая старые журналы, натолкнулся на это, и вновь подумал: а было ли лучше раньше?

Показать полностью 1

А если еще дольше...

А если еще дольше...
Отличная работа, все прочитано!