О феномене "сериального бума", о том, почему сериалы стали тем, чем стали и о том, куда это все приведет цивилизацию.
Часть 1. Откуда они взялись?
Один мой друг посмотрел сериал "Викинги" и основательно поехал кукухой на его почве. Его постоянные упоминания, к месту и без, этого, бесспорно отличного, сериала, подтолкнули меня к написанию этого поста.
Если говорить о сериалах, то сначала нужно поговорить о литературе. Это может прозвучать странно, но сериалы впервые появились именно там и назывались они интересным французским словом "фельетон". Роман - фельетон впервые появился в начале 19-го века в одной из французских газет, публиковался частями и каждая новая часть предварялась кратким пересказом событий частей предыдущих.
Короче, классическая сериальная форма, разве что изложенная на бумаге. В это-же время появилось большинство современных методов удержания читательского интереса от главе к главе, в виде разных сюжетных недосказанностей, неразгаданных тайн и прочего разного, что прояснится в следующей "серии" романа. Кстати, знаменитый сериальный штамп "Продолжение следует", тоже впервые появился в "романах - фельетонах".
Тогда, на заре этого фельетонного изложения в газетах печатались довольно некислые парни, например знаменитые романы Александра Дюма - старшего "Три мушкетера" и "Граф Монте-Кристо", впервые увидели свет именно в виде фельетонов.
Кстати "Униженные и оскорбленные", тоже впервые издались именно в виде "романа - фельетона.
Надо понимать, что в 19 веке с грамотностью среди населения были большие проблемы. Подавляющее большинство крестьян и городских рабочих не смогли бы написать даже слово "хуй" на заборе, так что любимая форма литературной жвачки в виде "больше ВЗРЫВОВ/УБИЙСТВ/ТИТЕК" не работала. Художественная литература (да и вообще вся) оставалась уделом аристократии, и малого количества образованных людей. А аристократия не хотела читать про убийства и титьки ежели они не прикрыты подобающим сюжетом и слогом, так что обычно писателю необходим был какой - никакой талант и мастерство.
Тогда-же возникла существующая до сих пор формула "универсального читателя", которая давала писателю возможность строить сюжет так, чтобы он понравился и заинтересовал большое число читателей. Вообще сериальная форма требует от создателя произведения, довольно строгих рамок повествования, множества сюжетных поворотов, удерживающих интерес читателя от серии к серии, сильных, характерных героев и вот это вот все. Формула "универсального читателя", в свою очередь содержала в себе необходимые архетипы героев и их антагонистов, описания сюжетных твистов которые зайдут усредненному читателю и, в целом, являлась достаточно подробным "справочником" для писателя - фельетонщика.
В общем фельетоны имели бешеную популярность и быстро расползлись из Франции по всему цивилизованному миру. Газеты ,в которых печатались эти романы в большинстве своем продавались по ежемесячной подписке, и стоили небольших денег, так что эта подписка не била читателю по карману. А он был только рад платить, зная, что раз в неделю получит новый номер с продолжением любимой истории.
Короче, такой себе Netflix родом из 18-го века.
Но все течет и меняется, так что к началу 20-го века уровень грамотности среди простого народа намного вырос, а уровень моральных норм наоборот упал, и фельетоны, подстроились под веяния времени и желания масс, стали тем, в каком виде, в итоге, их и запомнили - низкобюджетным, конвейерным чтивом для масс, которое не представляет практически никакой художественной ценности (кроме, разве - что, демонстрации того, как делать не надо), и рассчитано лишь на покос бабла.
В следующей части вы узнаете, как зарождалась сериальная индустрия, и о том, как сериал из понятия ежедневной жвачки для бабок, домохозяек и колхозников, превратился в высокобюджетные произведения, наравне конкурирующие с полнометражными картинами.
Продолжение следует.