Каждую весну одна и та же история. Разные люди, машины, смысл одинаковый.
Приходит мужчина. Владелец автомобиля Форд. Просит электрика, потому что у него не включается вентилятор. Поскольку часть клиентов путает "коробку" и "проводку", "вентилятор" и "манипулятор", "печку" и "свечку", начинаю задавать уточняющие вопросы.
(Я) - Почему Вы решили, что вентилятор не включается.
(Клиент) - (Смотрит на меня большими глазами) Не включается "потомучто".
Часто клиент не признается, что именно его не устраивает в работе автомобиля. Или хочет показаться умнее, чем есть, или боится "развода" на деньги. И тогда, вместо описания проблемы, которая его действительно беспокоит, начинается попытка "упростить (и удешевить) работу".В большинстве случает выходит с точностью "до наоборот". Не может водитель знать, что "вентилятор не включается". Нет кнопки, ткнув которую, он гарантированно включит этот вентилятор, а значит клиент сам пришел к этому выводу. Продолжаем дознание.
(Я) - Внимательно слушайте вопрос. Почему Вы решили, что вентилятор не включается.
(Клиент) - (Смотрит на меня как врач на слабоумного) Так у меня машина закипела.
Уже лучше. Теперь можно понять его цепь умозаключений. Но сведений маловато. Продолжаем дознание.
(Я) - Как именно Вы определили, что машина закипела.
(Клиент) - (Интонация отца, рассказывающего сыну, почему небо синее) Так пар пошел и стрелка в красную зону.
(Я) - Постарайтесь точно вспомнить, откуда именно пошел пар.
(Клиент) - Из под капота.
(Я) - А под капотом Вы можете указать место?
(Клиент) - (раздраженно) Да у меня там бачок расширительный треснутый, я заклею потом, вот из него.
Бинго. Диагноз поставлен, можно приступать к ремонту. Заметьте, машину я даже не видел, просто диалог с потерпевшим. Настроение хорошее, весна, птички поют. Решаю, что не стоит проводить платные процедуры (пока во всяком случае) и даю бесплатный совет:
(Я) - Смените бачок, потом посмотрите на поведение вентилятора.
Клиент недоверчиво смотрит на меня. У него картина выглядит несколько иначе. Он долго объяснял какому то недоумку (мне), как связано закипание машины и вентилятор, а ему БЕСПЛАТНО советуют ЗАМЕНИТЬ бачок. Клиент уверен, что это развод. Его смущает только то, что денег никто не просит.
(Клиент) - Да что бачок.. я его заклею, у меня вентилятор не включается. Вентилятор сделайте.
Хорошо. Переходим к плану "Б".
(Я) - Сделаем. Стоимость работ будет 20 рублей. (на российские около 600).
На самом деле цена из головы. Я не знаю как именно стоит расширительный бачок на его машине, но в 99% авто эта деталь расположена в самой верхней и потому легкодоступной точке. Замена бачка, обратись клиент с этой задачей стоила бы 5-10 рублей, так что 20 будет нормально. Вы же помните про стоимость правильного диагноза, правда? Возвращается к диалогу:
(Клиент) - (Недоверчиво) 20 рублей? Я сам вентилятор проверял, подключаю, он крутится.
(Я) - Крутится. У Вас исправен вентилятор.
(Клиент) - Вы что мне его напрямую включите? Постоянно?
(Я) - Исключено. Вентилятор будет работать в штатном режиме. Включаться с прогревом, кондиционером и всем остальным, как положено, а потом выключаться. Мы с Вами прогреем, убедимся воочию.
(Клиент) - 20 рублей и все?
(Я) - Работа - 20 рублей. Плюс запчасти.
(Клиент) - Запчасти? Реле надо сменить?
(Я) - Бачок надо сменить, я Вам говорил уже. За 20 рублей сменим.
Клиент непонимающе хлопает глазами и молчит. Так все хорошо шло к ремонту вентилятора и тут опять бачок. Для тех, кто дочитал до этого места, и искренне считает что я просто издеваюсь над клиентом, провожу ЛИКБЕЗ. Система охлаждения автомобилей (большинства более - менее современных) жидкостная, закрытого типа. Это значит что перенос тепла выполняется жидкостью (водой или антифризом), и наружу ни жидкость, ни ее пары не попадают. Особенно важно понимать что система закрытая. До определенного момента - герметичная. Зачем это нужно? Затем, что на уровне моря, вода в кастрюльке на плите закипает при 100 градусах цельсия. (антифриз закипит несколькими градусами позднее). При этом, эта же вода в скороварке, под герметичной крышкой и клапаном, поддерживающим давление в кастрюле больше атмосферного, закипит при значительно более высокой температуре. Скажем при 120 градусах (клапан настроен на бар избытка). В автомобиле физика процесса ничем не отличается. Нагревается жидкость, избыточное давление регулирует клапан (он спрятан в крышке бачка или радиатора). Такая большая скороварка. Только с вентилятором, который сдует излишек тепла при необходимости. Температура включения вентилятор выбирается близкой к верхней границе рабочей температуры. Например, для некоторых автомобилей Форд, первая скорость вентилятора включится на 115 градусах. Очевидно, что если сделать дырочку в системе (трещина в бачке) жидкость закипит значительно ранее температуры включения вентилятора. И пока дырочку не заделать, вентилятор чинить бесполезно.
А с клиентом все завершилось обыкновенно. Сказал "Ну хорошо", развернулся и ушел. До сих пор, наверное, думает, что его развели.