Ответ на пост «Юный предприниматель»
У нас в школе учительница по истории применяла систему крайне подверженную коррупции. Три урока она объясняла материал, а потом для проверки запоминания материала вызывала трех желающих отвечать. Эти трое по очереди перед всем классом отвечали на ее вопросы, получали оценку и если ответили на 4 или 5 то сами становились экзаменаторами, проверяя оставшуюся часть класса, в то время пока учительница своими делами занималась.
Двое из этих проверяющих всегда были девочки зубрилы, которые потом в свою очередь не щадили никого. А третьим всегда был я. И мне вообще никто ничего не отвечал, а за оценку приносили всякие плюшки - чипсы, шоколадки, игры на дисках, сохранения игр и прочую мелочевку. Деньгами не брал.
Все участники схематоза были повязаны и никто не проболтался учительнице. Схема действовала весь год и все были довольны. Когда об этом узнали мои родители они не ругали и не хвалили, а спокойно рассказали мне что такое коррупция, как она влияет на общество и в чем ее вред.
И тут меня посетило чувство, которое, как я думаю, знакомо чиновникам - коррупционерам: ну а что я, я приложил усилия (учил материал), вред от моих взяток маленький (ну подумаешь не узнает историю за 8 класс), наказание несерьезное (ну поставят мне два - игры то не отберут уже). И чувство вины меня особо не мучало.
Хорошо что у меня профессия не имеет коррупционной составляющей, нет ни взяток ни откатов. А то кто знает насколько бы хватило моей нелюбви ко всему этому болоту и насколько быстро я бы придумал себе новые оправдания.