Shekastui

Пикабушник
поставил 33808 плюсов и 143 минуса
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
10 лет на Пикабу
4712 рейтинг 65 подписчиков 36 подписок 22 поста 6 в горячем

Первый советский серийный лодочный мотор П-5 Пионер!

Встречайте мой первый опыт в монтаже видео для Ютуб. Сделал ролик о найденном мной в 2019 году уникальном лодочном моторе П-5 Пионер, выпущенном в середине 30х годов прошлого века и являющимся первым советским серийным лодочным мотором. Скорее всего он такой один остался. Потом будут видео с разборкой, реставрацией и, надеюсь, с пуском, который планирую осуществить этой весной.

Я так вижу. Как фотограф сжег деревню ради фоточек.

В группе, посвященной сохранению затопленного храма в Крохино наткнулся на совершенно чудовищную информацию и решил поделиться ей с аудиторией Пикабу. Итак, живет на свете некий Данила Ткаченко, фотограф. Некоторые называют его новой звездой российской фотографии. Давайте посмотрим, что же он снимает. Сразу уточню, что все, что вы далее увидите - это часть его проекта "Родина". Весь цинизм этого названия вы сможете оценить ниже. Например он поджег опустевшую деревню ради фото:

Я так вижу. Как фотограф сжег деревню ради фоточек. Фотография, Пожар, Современное искусство, Моральные уроды, Длиннопост

Далее приведу интервью, взятое у автора по поводу этого инцидента:


— Сжигание хлама расставило некие точки внутри меня. Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. Можно засесть на чердаке и сидеть там сутками. Я провел много времени в этих домах. Там нет электричества, но есть нормальная постель и печь. И вот ты там сидишь, копаешься целыми днями и погружаешься в некое замутненное состояние. Такую тарковщину. Есть у него это состояние сновиденческого блуждания. В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь. Нелогично и неправильно, но я и не претендую на какую-то правильность. После двух лет для меня это был самый логичный выход из ситуации.


— Как ты понимал, что эти дома — ничьи?


— Там дорога — сразу видно, ездят по ней или не ездят. Я не сжигал дома, в которых еще можно жить. Те дома, которые я выбирал, были гнилые, с проваленной крышей. Никому ничего плохого я не делал. Я думал так: можно копаться в этом говне или сжечь, оставить площадку, завершить этап. Сейчас другой мир, где есть интернет, и опыт поколений никому не нужен.

[...] последний мой ассистент оказался отличным чуваком, - такой расслабленный мужик с бородой, бывший плотник-краснодеревщик на пенсии с инженерным мозгом. Очень помог мне с проектом «Монументы» — мы забирались в старые заброшенные храмы и пытались вписать в них чуждые им архитектурные формы. Нужно было поднимать здоровенные конструкции или красить что-то на большой высоте. Были моменты, когда я говорил, что это невозможно, но благодаря поддержке и плотницкой сноровке моего ассистента мы со всем справились.

Если подходили местные и допытывались, чем это мы занимаемся, он своим видом сразу клал всех на лопатки: «Есть жалобы? Давайте ваши координаты, запишем». И все отваливались. Я в оранжевой жилетке бегал, как его помощник, и ситуация выглядела нормально, будто мы из «Архнадзора» или что-то вроде того. У меня нет желания объяснять, что это современное искусство, нет желания.

Молодые люди обычно слишком брезгливы, чтобы вот так приехать в центр какого-нибудь населенного пункта и захерачить весь храм. А этот ничего не боялся. Мы с ним были похожи на бандитов: два бородатых чувака на черном джипе с тонированными стеклами, приезжаем, поджигаем, уезжаем. Какое там искусство. Но в этом есть свой шарм.

Я так вижу. Как фотограф сжег деревню ради фоточек. Фотография, Пожар, Современное искусство, Моральные уроды, Длиннопост

Я понимаю, что деревня заброшена и дома нежилые, но у них были владельцы и скорее всего есть потомки этих владельцев, которые могли вырасти в этих домах. Ведь кто-то из них может захотеть навестить родные края, посмотреть на отчий дом... Но дома и родной деревни он не увидит, так как их сожгли ради нескольких фотографий.

Я на всю жизнь запомнил момент из детства, когда более старший товарищ убедил меня сбить гнездо ласточек, которые к тому моменту уже вывели птенцов и улетели. Я сбил, а через пару недель ласточки с птенцами прилетели прощаться с гнездом перед отлетом на юг. И вот они просто сидели на месте гнезда, зацепившись за стену на протяжении получаса... А я смотрел и мне было плохо. Этот момент очень сильно повлиял на меня и мое отношение к животному миру.

Жаль, что этот "фотограф" уже не ребенок и не сможет ничего такого почувствовать, да и на место этой деревни он вряд ли вернется, тем более в момент, когда кто-то приедет посмотреть на родной дом.

Также он может поджечь поле. Действительно, почему бы и нет? Ведь костры в лесах разводить нельзя, бычки бросать тоже, ну а поля поджигать вроде никто не запрещал, ну подумаешь еще пара деревень сгорит, ведь " Сейчас другой мир, где есть интернет, и опыт поколений никому не нужен" и все это "тарковщина".

Я так вижу. Как фотограф сжег деревню ради фоточек. Фотография, Пожар, Современное искусство, Моральные уроды, Длиннопост

Испохабить разрушающуюся церковь? Легко! Ну и что, что в нее кто-то ходит, ведь его ассистент "отличный чувак" и "своим видом сразу клал всех на лопатки".

Я так вижу. Как фотограф сжег деревню ради фоточек. Фотография, Пожар, Современное искусство, Моральные уроды, Длиннопост

Вот такая вот история. Судите сами. Написал все очень сумбурно, но у меня нереально бомбит с этой истории и того, что этот человек не понесет никакой ответственности, а более того еще и считается "новой звездой фотографии" и не стыдится называть своё "творчество" "Родина".

У меня все.

Показать полностью 4

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска.

Сегодня снова отойду от истории лодочных моторов и поведаю вам о том, как я "Стрелу" оживлял.
Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Еще в детстве я увидел в заброшенном доме несколько таких моторов и с тех пор мечтал о таком. И вот у меня уже была довольно приличная коллекция моторов, которые мне отдали просто так или за пиво, а "Стрелы" так и не было. В итоге я решил, что нельзя больше ждать манны небесной и просто купил её:

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Мотор на первый взгляд был более-менее комплектен, насколько это возможно для мотора 50х годов. Я отвез его на дачу и приступил к осмотру.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

В конечном итоге оказалось, что у мотора отсутствует колпачок, фиксирующий гребной винт и заслонка карбюратора, а свечной провод отрезан так, что до свечи он уже никогда не дотянется. Также был отколот небольшой кусок маховика. Отсутствовали нижний кожух и ручной стартер, но найти "Стрелу" с такими деталями практически невозможно. Начал раскидывать мотор:

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Двигатель на удивление хорошо проворачивался без посторонних звуков и люфтов и компрессия была хоть и слабая, но ощутимая. Решил его не разбирать и дать шанс завестись, так как прокладок к нему я бы потом не нашел. Самое веселье ждало меня в редукторе:

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Причиной тому стал полностью сгнивший сальник гребного вала.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Далее процесс закипел, руки стали  черными и было не до фотографирования. Я купил и установил новые сальник и подшипники в редуктор, вырезал прокладку между двигателем и дейдвудом из паронита. Так же припаял новый свечной провод к тарелке зажигания и установил на него купленный свечной колпачок. Колпачок гребного винта заказал токарю. Промыл и перебрал карбюратор, перебрал зажигание. Так же были открашены элементы мотора и начался процесс сборки. На фото хорошо видно отколотый кусочек маховика.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Отсутствие куска маховика меня не смутило, так как этот мотор обладает чудовищной вибрацией и небольшой дисбаланс маховика просто не сможет сделать ее еще хуже. Далее был установлен бак и вся мелочевка.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

В таком виде мотор отправился на воду. Оставалось приделать ему заслонку карбюратора, дождаться колпачка у токаря, заказать и наклеить шильдики. Мотор доехал до озера, там я нашел в запчастях старый карбюратор от "Ветерка", снял с него заслонку и приделал к карбюратору "Стрелы". Также на руках уже был колпачок гребного винта. Можно было начинать испытания и настройку. На фото видно появившуюся на карбюраторе заслонку.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

В воде мотор заводиться отказался, после чего был вытащен на воздух, где я его долго и с пристрастием крутил. В конечном итоге он огласил окрестность ревом и задымил округу. Я решил, что он уже заслужил наклейки и обклеил его, после чего установил на лодку.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора "Стрела" 50х годов выпуска. Лодочный мотор, Техника, Двигатель, Ретро, Водный транспорт, Длиннопост, Видео

Теперь мотор завелся довольно быстро и медленно потащил лодку, доставляя неописуемый восторг. Очередной раритет вернулся к жизни! Еще бы найти к нему нижний кожух и стартер...

Вот такая вот история и она не последняя, так как моторов сделано много, но, к сожалению, в пылу сборки и грязными руками не всегда удается отснять все этапы процесса. Буду исправляться.


Лодочный мотор "Стрела" стал первым массовым советским лодочным мотором. Он производился с 1953 по 1965 годы, более подробно о его истории вы можете прочитать в одном из предыдущих постов:


http://pikabu.ru/story/podvesnyie_lodochnyie_motoryi_sssr_ch...


P.S. @tigin , 657 дней назад я обещал вам пост про восстановление "Стрелы". Как говорится, лучше поздно, чем никогда!

Показать полностью 10 1

Два взгляда на одну трагедию...

Так сегодня, 22 июня выглядит главная страница русскоязычной Википедии:

Два взгляда на одну трагедию... Великая Отечественная война, Пропаганда, Политика

А так выглядит англоязычная версия:

Два взгляда на одну трагедию... Великая Отечественная война, Пропаганда, Политика

Перевод: 1941 - Вторая Мировая Война. Пока войска стран Оси начинали вторжение на территорию СССР, Литовский фронт активистов начал восстание с целью освобождения Литвы от советской оккупации.

Показать полностью 1

Типичная стройка в России.

Ничто не предвещало беды, но 27 мая в 4 утра началось нашествие:

Типичная стройка в России. Строительство, Глупость, Длиннопост

В этот понедельник они нанесли временную разметку, чтобы изменить схему движения:

Типичная стройка в России. Строительство, Глупость, Длиннопост

А сегодня это выглядит вот так:

Типичная стройка в России. Строительство, Глупость, Длиннопост

Наблюдение продолжается.

Показать полностью 3

Боевой путь моего прадеда

Мой прадед генерал-майор Михайлов Константин Алексеевич, летчик.
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
Родился в 1907 году, в Красной армии с 1928 года. Член ВКП(б) с 1929 года. Войну встретил в звании подполковника. Его дивизия базировалась на Дальнем Востоке.
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
В 1944 в звании полковника и должности командира дивизии был отправлен на Западный фронт на так называемую "стажировку", где вступил в бой с фашистской Германией. В общей сложности провоевал на Западном фронте пол года, сбил несколько самолетов лично и несколько в группе. Также уничтожил несколько единиц наземной техники.
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
После, в связи с грядущей войной с Японией был срочно отозван на Дальний Восток, где с первого дня войны вступил в бой с японцами. За войну с Японией ему было присвоено звание генерал-майора.
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост

После войны его дивизия несколько раз меняла дислокацию, долго служил в Латвии, активно участвовал в испытаниях первых реактивных самолетов, где по его словам потерял больше друзей, чем на обеих войнах. В начале 50х был снова командирован на Дальний Восток, где принял участие в Корейской войне.


После этого служил в Тикси. Первым в истории посадил реактивный истребитель на лед в Тикси.


Под конец карьеры работал инструктором на авиабазе в Энгельсе.

Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост

А вот те наградные документы, что мне удалось найти в сети:

Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
Боевой путь моего прадеда 9 мая - День Победы, Бессмертный полк, Длиннопост
Показать полностью 9

Вот такой вот он Сад будущего...

"Сад будущего" в Москве расположен в окружении хосписа, кладбища, геронтологического цента, туберкулезного диспансера и психоневрологического диспансера. А еще у меня там гараж.

Вот такой вот он Сад будущего... Карты, Безысходность, Черный юмор

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли.

Затянул я с новым постом, но времени и сил не остается от слова совсем. Как и обещал, в этом посте закрою тему становления отрасли производства лодочных моторов в СССР. Пост будет большим, но 4-ю часть делать тоже перебор. Закрывать будем тремя наиболее яркими представителями, которые были произведены в больших количествах и дошли до наших дней. Некоторые экземпляры до сих пор используются на водоемах бывшего СССР по своему непосредственному назначению. Это моторы ЗИФ-5 («Стрела»), МЛ-20 «Чайка» и «Кама».

Начнем в хронологическом порядке с лодочного мотора «Чайка» МЛ-20:

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Данный мотор выпускался приблизительно с 1948 по 1956 год в городе Щербаков (ныне Рыбинск). Мотор представлял собой точную копию английского лодочного мотора «British Anzani Pilot».

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Двигатель мотора одноцилиндровый, двухтактный. Выдавал чуть менее 2 л.с. Он имел водяное охлаждение, для чего на гребном валу была установлена помпа. Довольно редкое решение для моторов такой мощности тех лет. Как правило, вода в систему охлаждения загонялась гребным винтом. По всей видимости, причина появления помпы довольно проста, ее скопировали вместе с мотором с британского аналога. Мотор был снабжен бензобаком на 1.5 литра, который выполнял роль кожуха, накрывая собой двигатель мотора. Также он имел отверстие посередине, в котором крутился маховик. Такая конструкция выглядела изящно и позволяла защитить владельца от случайных травм маховиком, но сыграла с мотором злую шутку.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
По сути, бак крепился в трех местах: двумя болтами, находящимися на одной оси, и специальной гайкой на шпильке, которая ослаблялась рукой, и бак откидывался на болтах, как капот, позволяя заменить свечу зажигания. Такой крепеж был явно недостаточен, от вибраций одноцилиндрового мотора, быстро расшатывался, а бак начинал смещаться. В итоге бак мог начать задевать за маховик, в случае, если владелец этого не замечал, бак просто протачивало насквозь, и мотор выходил из строя. Поэтому на многих, доживших до наших дней «Чайках» баки заварены по периметру отверстия, где крутится маховик.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Мотор не имел румпеля как такового, его роль выполнял металлический «поручень» опоясывающий мотор по периметру, на нем же был закреплен рычажок регулировки открытия дроссельной заслонки.

В целом можно сказать, что мотор был выполнен качественно, имел приятный внешний вид, хорошую систему охлаждения и малый вес. Однако пуск мотора был довольно затруднительным, а конструкторский просчет с баком мог довольно быстро вывести мотор из строя. Более того, у мотора были слабые уплотнения редуктора, из-за чего там постоянно находилось некоторое количество воды. В результате данный мотор, хоть и встречается на вторичном рынке, но в основном интересует коллекционеров, так как использовать его по прямому назначению довольно проблематично.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Следующим в хронологическом порядке идет лодочный мотор «ЗиФ-5», который затем был модернизирован до «ЗиФ-5М», а позже эта модификация получила наименование «Стрела».
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Мотор производился Заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе) г. Куйбышев (Самара) (в дальнейшем там производили «Вихри») и Ульяновским моторным заводом (в дальнейшем здесь производили «Ветерки», унаследовавшие многие детали и технические решения от «Стрелы») с 1953 по 1965 гг. Этот мотор занимает особое место в истории отечественной индустрии производства лодочных моторов. Он стал первым массовым мотором и потому стал доступным простому советскому гражданину. Все моторы, о которых рассказывалось в предыдущих двух постах, и «Чайку» достать было крайне трудно, в основном они распределялись государством между различными артелями, воинскими частями и гос. организациями.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Мотор был предельно прост. Двигатель одноцилиндровый, унифицированный с двигателем мотоцикла «Ковровец» выдавал 5 л.с.. Над двигателем располагался топливный бак, из которого топливо самотеком поступало в карбюратор. На выходе из бака стоял топливный краник с сетчатым фильтром. Снизу к баку крепился металлический кожух, прикрывавший нижнюю часть двигателя и карбюратор. К баку на трех болтах крепился ручной стартер. На моторе устанавливался карбюратор К-33. Позже он был модернизирован, к нему были подобраны жиклеры, после чего он получил индексы К-33Б и К-33В и устанавливался на моторы «Ветерок 8» и «Ветерок 12» соответственно, став одним из самых простых, но при этом надежных карбюраторов для отечественных лодочных моторов. На моторы «Ветерок» данный карбюратор устанавливался вплоть до начала 2000х годов, что делает мотор «Стрела» еще более значимым в истории отечественных плм.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Всасывание топлива было поршневое, как на мотоцикле, что существенно затрудняло пуск двигателя. Зажигание контактное МЛ-10К, позже его версия для двухцилиндрового мотора также перекочевала на "Москву", а затем на «Ветерки», где успешно использовалась вплоть до перехода на бесконтактную систему зажигания. Охлаждение мотора обеспечивалось потоком воды, загоняемым в систему гребным винтом, помпа охлаждения отсутствовала. Мотор имел двухлопастной винт, передачи отсутствовали, гребной винт приходил в движение сразу после пуска двигателя.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Отличий между исходным мотором «ЗиФ-5» и его модернизированной версией довольно много. Выхлоп мотора первоначально выходил над антикавитационной плитой, после модернизации он был выведен под нее, что существенно снизило шумность двигателя. Так же отличалась подвеска, кожух, оребрение глушителя на «ЗиФ-5» было более мелким, чем на модернизированном моторе. Также отличались маховик, коленвал и гребной вал. В принципе все эти детали были взаимозаменяемы, лишь маховик с коленвалом следовало менять в сборе. Модернизация позволила снизить шумность и повысить надежность мотора.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Достоинств у мотора немного и они весьма сомнительны. Основным достоинством было то, что его можно было купить. Также он был очень неприхотлив к качеству топлива, а двигатель имел довольно большой ресурс, что позволило многим из этих моторов дожить до наших дней и до сих пор успешно эксплуатироваться. Также мотор сравнительно легкий для своего времени – 24 кг.

Недостатков у мотора куда больше и они существеннее. Зажигание МЛ-10 в первые годы своего производства было довольно ненадежное и давало слабую искру. У мотора была чудовищная вибрация, в результате чего рука владельца быстро уставала, а лодка и мотор гремели на весь водоем. Особенно сильно у мотора гремел нижний кожух, поэтому его выкидывали практически сразу после покупки, в результате моторов с ним сейчас найти практически невозможно, а стоит он отдельно, как запчасть, как целый «Ветерок». Ручной стартер имел стальной тросик и очень быстро изнашивался, да и не обеспечивал должного усилия для запуска двигателя, поэтому стартеры летели в металлолом вслед за нижним кожухом. Кстати, все это делало мотор еще легче. Отсутствие помпы охлаждения тоже играло свою роль, поток воды, загоняемый гребным винтом, был недостаточен для охлаждения 5-ти сильного двигателя. Крайне затруднен был пуск двигателя. Поршневое всасывание и отсутствие нейтрали делали этот процесс крайне долгим и трудоемким.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Подводя итог, можно сказать, что мотор «Стрела» справился со своей задачей первопроходца, несмотря на многочисленные изъяны. Его конструктивные решения и отдельные элементы были в дальнейшем использованы на многих отечественных плм, а сами «Стрелы», они же «ЗиФ-5» дожили до наших дней и эксплуатируются по своему непосредственному назначению.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Последним в серии постов о становлении отрасли выступит лодочный мотор «Кама». Данный мотор производился Пермским машиностроительным заводом им. Ф.Э.Дзержинского с 1963 по 1966 год.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
По своей сути мотор представлял собой бензопилу «Дружба», к которой вместо полотна с цепью прицепили ногу с гребным валом. Из принципиальных технических отличий от пилы следует отметить наличие бензонасоса, аналогичного устанавливаемым на «Москву» и «Ветерок», и наличие дополнительного водяного охлаждения помимо штатного воздушного. Вода загонялась в систему гребным винтом, после чего рассеивалась через сифон прямо над цилиндром. Также к двигателю была прикручена труба глушителя, выведенная под воду, чтобы снизить шумность. Стартер остался родной ручной от «Дружбы». Возможность переключения передач отсутствовала, но, как и у любой бензопилы, у «Дружбы» установлено центробежное сцепление, которое на малых оборотах не входит в зацепление, в результате чего «нейтраль» у мотора была. Также у «Камы» отсутствовали «уши»-упоры на «улитке»-воздуховоде, так как лодочному мотору они были не нужны. На картере двигателя отливался выступ, в котором сверлилось отверстие под штуцер, нагнетающий воздух в бензонасос. Двигатель был снабжен штатным карбюратором КМП-100а от «Дружбы».
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
До наших времен практически не дошло оригинальных «Кам». Родные двигатели с «безухой улиткой» и штуцером под бензонасос ушли в утиль, а на их место вставали новые, в том числе от «Дружб» последних поколений с квадратной «улиткой». Объясняется это тем, что нога мотора была практически вечной при такой мощности мотора, а вот двигатель имел ресурс не более 100 часов.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Достоинств у мотора опять же немного. Это небольшой вес, высокая ремонтопригодность, огромное количество запчастей и целых двигателей на замену от бензопил, наличие бензонасоса, впрочем этот плюс пропадал с первой заменой двигателя. Вынимать всю внутрянку и переставлять ее в родной картер со штуцером никто не хотел, ведь двигатель менялся целиком путем ослабления всего одного хомута, поэтому «Камы», дошедшие до наших дней, как правило имеют бак от дружбы, из которого топливо поступает самотеком, что выглядит громоздко и страшно.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Минусов, как водится, гораздо больше. Мотор очень сильно вибрировал, был крайне шумный. Вода, орошающая цилиндр, парила, создавая клубы пара, при соответствующем ветре идущие на рулевого. Поршневое всасывание и древний карбюратор делали пуск мотора крайне затруднительным. Ручной стартер, вечно отваливающийся с «Дружбы» здесь отваливался в воду и пропадал навсегда. Но основным недостатком мотора был его ресурс, не превышавший 100 часов.

Мотор изначально разрабатывался для леспромхозов, где его унификация с бензопилой должна была облегчить ремонт, однако так же поступал и в розничную продажу. Однако недостатки мотора привели к тому, что Ленинградский НТО Судопрома вообще не рекомендовал мотор к производству, а у простых граждан он не пользовался популярностью, даже несмотря на дефицит моторов. В результате мотор производился всего 3 года, и производство было закрыто.

Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост
Сейчас «Камы» все еще встречаются, однако все чаще в виде гибридов «нога от «Камы»-двигатель от китайской бензокосы».
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли. Лодочный мотор, Техника, Советская техника, Двигатель, Водный транспорт, Длиннопост

Видео с работой моих «Стрелы» и «Камы» можете посмотреть по ссылке в комментариях. «Чайка» у меня есть и заводится, но компрессии нет вообще, и в воде она глохнет, пока ищу на нее поршневые кольца.

На этом закончу с постами о становлении отрасли, над темой следующего поста подумаю. Пост будет либо о заводах, производивших лодочные моторы в нашей стране, либо о моторах, не попавших ни в один из опубликованных постов.

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!