hZMetr

На Пикабу
Дата рождения: 20 мая 1987
поставил 1113 плюсов и 2617 минусов
отредактировал 3 поста
проголосовал за 7 редактирований
Награды:
За участие в Пикабу-Оскаре 5 лет на Пикабу
6729 рейтинг 191 подписчик 118 подписок 19 постов 7 в горячем

Петергоф-Москва, слава альтруистам!

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Ура! Свершилось! Ко мне пришел праздник.

Надо сказать это оказалось изрядным сюрпризом, т.к. я давно смирился с тем, что мне ничего не отправили, почту не проверял, на сайт не заходил, а тут оп - извещение. Практически как та штука с картинки выше. Это привнесло в мою жизнь много нового, например, я узнал, что мое отделение почты закрыто на ремонт и посылку надо искать где-то еще. Но ничего, и не с таким справлялись.


Дорогая Снегурочка, спасибо тебе огромное! Я хочу, чтобы ты знала, что твои старания не пропали даром. Твой подарок подарил мне целую гору позитивных эмоций (да что уж там, морду скотчем пришлось перематывать, дабы от улыбки не треснула), я еще очень и очень долго буду заряжаться хорошим настроением, когда буду брать что-нибудь из подаренного в руки, смотреть на него, или просто вспоминать, как было вкусно =)


А теперь, для любопытных, начнем обзор. Это коробка:

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Я удалил с нее все персональные данные, так что теперь это просто абстрактная коробка.

Теперь она же, но открытая:

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Вот они родные батончики, прямиком из детства, давайте взглянем ближе:

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Я только сейчас понял, насколько спорной вышла композиция... Это не то, что вы подумали у Санты, это пумпоны на... Я до сих пор не уверен точно что это такое, рабочая версия - на браслете. Я буду рад, если кто-нибудь подскажет правильный вариант =)


Вкусняшки-вкусняшки. Для меня шоколадка стала настоящим открытием. Я всегда считал идеальной едой спортпит. Разбавил молоком вкусный порошок, выпил - получил полный набор всех нужных веществ. Но эта шоколадка его точно переплевывает. В ней есть печенье, мармеладные зверюшки и шипучая взрывная карамель, которая прикольно щелкает на языке. Это убойная комбинация, которая отключила мой мозг более чем на час непрерывного смакования (хрусь-пш-пш-пш-ой_бегемотик-пш-пш-пш).


Крупный план на игрушки:

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Отныне это обязательные новогодние украшения моего жилища!


Чуть менее съедобная часть:

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Книжки - это зачетнейшие комиксы, один из разворотов которого вы можете глянуть на самой первой картинке. Мои вечера стали заметно интереснее.

Целых три открытки из Питера. На открытках написаны теплые слова, но их я показывать не буду, они мои личные =)

Петергоф-Москва, слава альтруистам! Новогодний обмен подараками, Тайный Санта, Длиннопост

Ловец душ перенес дорогу чуть тяжелее, но уже все поправлено - он снова весел и опасен.


Резюмируя - запасы глюкозы и эндорфинов в моей крови будут превышать средние показатели еще крайне продолжительный срок =)


Еще раз спасибо, Снегурочка,  ты спасла мою веру в человечество =)


Отдельная благодарность координаторам проекта, вы занимаетесь очень нужными вещами.


Дарите подарки! Получайте подарки! Радуйтесь жизни!

Показать полностью 7

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это?

Доброго дня!

Не так давно мне довелось столкнуться с вопросом установки домой системы фильтрации воды питьевого качества. В процессе подбора, покупки и установки пришлось изучить некоторый объем материала по данному вопросу, который я хочу упорядочить в рамках данного поста. Осилившие получат базовые знания о домашних фильтрах для воды, возможных конфигурациях, основных элементах и обслуживании получившегося добра.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Стоит сразу отметить, что я буду рассматривать именно встраиваемые под мойку (ну или около того) системы. Кувшины, насадки на краны и прочие подобные вещи, увы, останутся за границей повествования.


Прежде всего, подобные системы делятся на две группы: проточные фильтры (которым я посвящу аж целый абзац) и системы обратного осмоса.


С проточными фильтрами все относительно просто. Одна трубка на входе, в нее под давлением поступает вода. Вода проходит последовательно через 3-7 картриджей и выливается из трубки на выходе. Тут все без изысков. В плюсах - цена. В подавляющем большинстве случаев система проточной фильтрации будет в 2-3 раза дешевле ОО ( здесь и далее - системы обратного осмоса) как при покупке, так и при дальнейшей эксплуатации. Основной минус - каждый картридж является узконаправленным. Традиционно 1-3 сорбционные/мехническая очистка (фильтрую разную относительно крупную взвесь) 1 для умягчения воды с ионо-обменной смолой, остальное под конкретные нужды. Вот с конкретными нуждами все плохо. Если хотите ставить проточник - берете воду и тащите на химанализ, стоимостью в этот самый фильтр. По результатам анализа подбираете остальные картриджи. Есть варианты для обезжелезивания, против хлора, минерализующие и т.д. По моему личному мнению, которое я никому не навязываю, это неплохой вариант для дачи со скважиной, из которой льется более-мене чистая вода, но так себе для города, где льется фиг знает что, да еще и каждый день разное. Для себя я этот вариант не рассматривал, поэтому много о нем написать и не могу.


С ОО все интереснее. Оно фильтрует ну практически все. Звучит как магия, поэтому сейчас будет небольшое углубление в физику процесса.


Полупроницаемая мембрана - некоторая перегородка, которая пропускает одни частицы и не пропускает другие. Например - дуршлаг. Воду пропускает, а макароны нет. Если очень постараться, то можно получить мембрану с достаточно мелкими дырками, чтобы не пропускать ничего крупнее молекул воды. Вот воткнуть бы такую в проточник последним картриджем и все ок, подумали вы. Но нет, так нельзя, фильтр у вас одноразовым выйдет.


Если разделить некий резервуар полупроводниковой мембраной и жахнуть, например, ложку соли (грязи) в одну из половин, то можно наблюдать забавный эффект. Вода начнет засасываться из части без соли в часть с солью в попытке выровнять концентрацию солей в растворе. Сей процесс называется осмосом. В этой своей попытке она создаст так называемое осмотическое давление на мембрану. Чем больше разница концентраций в половинках - тем больше давление.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

А теперь внимание, мы берем и начинаем давить на соленую часть раствора, компенсируя осмотическое давление, или даже сверх того. А вот тогда основной фокус - вода начнет переходить из засоленной части в часть с чистой водой. Привет, обратный осмос! Чем сильнее мы создадим давление, тем больше чистой воды окажется за мембраной. Процесс не бесконечен, т.к. концетрнация соли слева будет все расти и расти. И рано или поздно осмотичское давление сведет на нет все наши потуги и процесс остановится. Что же делать? А все просто, мы сольем эту слишком соленую (грязную) воду в канализацию и зальем из водопровода менее грязную, отожмем из нее часть чистой воды, сколько сможем, и опять сольем. Примерно так и работают системы на ОО. На литр чистой воды в канализацию отправляется 1-5 литров грязной.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Современные качественные мембраны отлично фильтруют всю органику, вирусы и большую часть солей. Плюс за последние годы они значительно подешевели. Когда вы видите в магазине фильтрованную питьевую воду - 99% это ОО. Если соблюдена технология и нет повреждения фильтрующих элементов, то такую воду можно смело пить.


Переходим непосредственно к ОО фильтрам. От проточников они будут отличаться обязательным наличием картриджа с мембраной и некоторыми отличиями в логике подбора остальных картриджей.


На данный момент на рынке есть два класса устройств - с накопительным баком и без такового. Бак в некотором смысле является пережитком времен, когда мембраны стоили дорого, и большие мембраны с нормальной производительностью никто не ставил. Поэтому вода медленно, не торопясь отфильтровывалась в бак, а уж конечный потребитель наливал себе сколько надо из бака. На данный момент времени гораздо проще чуть-чуть переплатить за нормальную мембрану, чем держать дуру на 20 литров под мойкой, в которой хрен пойми кто живет, которую надо обслуживать и т.д.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Типичный набор картриджей в системх с ОО примерно одинаковый у всех производителей. Первым идет фильтр тонкой очистки из нетканного пропилена на 5 мкм. Засоряется быстро, в Москве менять приходится раз в 2 - 6 месяцев. Определить что засорился очень просто - вода у вас из крана больше течет, т.к. через засорившийся фильтр пробиться не может (я несколько утрирую, но падение давления будет заметным). Вторым идет угольный сорбционный. Вот его пожалуй только менять согласно рекомендациям производителя, или чаще, явных признаков засора вы не увидите, а мембрана от грязного картриджа пострадает. Дальше возможны варианты, но в целом можно уже и мембрану третьим ставить (или еще один для механической очистки на 1 мкм) . Если за ней следить, менять перед ней вовремя картриджи, не бросать на месяц без использования и т.д., то она прослжуит 3-10 лет. После мембраны обычно стоит угольный постфильтр, иногда совмещенный с минирализирующим картриджем. Люди ставят, но какой-то сверхнадобности в нем нет. Ну т.е. некотоые отмечают улучшение вкуса воды и т.д. Но точной информации чем там все минерализируется и в каких количествах производители не дают. Да и нафиг воду от солей очищать, чтобы потом заново их туда добавлять. Короче решайте сами.


Вот вы решили установить себе ОО, с чего же начать? Двух ответов тут быть не может - начинаете вы с измерения давления в водопроводе. Исходя из полученных результатов уже будем прицениваться к остальному. Делается это сравнительно просто. Вы идете на рынок/в магазин, покупаете там манометр на 10 атмосфер и удлинитель на 1/4 дюйма, с названием могу ошибаться, объясните продавцу на пальцах что именно вы хотите. А хотите вы вывернуть душевую лейку и вкрутить вместо нее получившуюся конструкцию. Они поймут, так часто делают. Цена вопроса в пределах 200р. Давление измеряете 3-4 раза за сутки, оно меняется со временем. Лучше через пару дней повторить.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Итак. У вас 0-2 атмосферы. Этого мало для нормальной работы большинства систем ОО, вам нужна помпа для повышения давления. Это частая проблема загородных домов, меня она обошла стороной. Есть наборы ОО, которые идут сразу со специальной помпой в комплекте. Это не просто помпа, это прям настоящий центр управления, который за вас будет делать ВСЕ. Сам регулировать давление, сам промывать мембрану когда надо. За это удовольствие придется доплатить 5-12 т.р на момент написания поста.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

У вас 2-4 атмосферы. Я вам завидую, вы можете ставить практически любую систему прям из магазина без дополнительных танцев с бубном.


У вас выше 4 атмосфер. Это мой случай, у меня 6. Тут начинаются проблемы, мембраны столько не держат, а идущий в комплекте к фильтру четырех-ходовой клапан нормально уже не работает. Решений несколько.


Первое из доступных - редуктор. Вы берете хороший такой редуктор, тысячи за 4 деревянных, и сводите проблему к предыдущему пункту.


Второе - вы берете умную помпу из первого варианта - вроде как они неплохо справляются и с высоким давлением, но переплата не слишком оправдана.


Третье - вы ставите перед фильтром нормально закрытый автоматический кран. А управлять вы будете им через реле высокого давления, установленное прям перед смесителем. А, ну да, перед реле воткните клапан обратного хода. Т.е. как только вы смеситель открыли - давление в реле упало, оно подало сигнал на входной кран, тот открылся, вода потекла, как только 3,5 атмосферы набралось - кран закрылся. И т.д. Из минусов - вам нужно электричество для управления всей этой байдой. Из плюсов - это самый дешевый вариант из всех. Все элементы можно достать в тех же магазинах, что торгуют фильтрами. Ну или заказать с алиэкспресс. К слову о нем. Там можно брать смело все, окромя мембран. Хотя некоторые и мембраны берут, но там надо знать фирмы и продавцов.


Четвертый вариант. Хитрожопый смеситель. Я такой знаю только один. Называется он “кран Гейзер исполнение номер 4”. В продаже х** найдешь. У него три трубки. Вы подключаете водопровод в первую. При открытии крана вода начинает поступать во вторую, которую вы втыкаете в фильтр. И выход из фильтра вы соединяете с третьей, из которой она уже поступает в носик. При закрытом кране система стоит без давления. Кран страшен как черт, существует в единственном варианте, требует нестандартный диаметр отверстия в раковине на 22 мм и изменения в конфигурации фильтра, плюс вы теряет возможность установить комбинированный смеситель под обычную воду и фильтрованную. Но зато не надо подключать его к электричеству, да и с давлением вопрос он решает.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Варианты 2 и 4 потребуют снятия “краба” (четырех-ходового клапана). Что это - проще погуглить. Возможно потребуется замена ограничителя потока ( эта штука ставится перед сливом "грязной" воды в канализацию, чтобы на мембране держалось давление. Они бывают с разной пропускной способностью, надо подбирать под личные нужды в каждом конкретном случае).


Да, важное дополнение. Фильтрующие картриджи бывают в двух исполнениях: под колбу и так называемые инлайн. Первые ставят в стационарно установленные колбы. Вторые как-бы сами себе колбы, только шланг подключить. Первые дешевле, но требуют отслеживать состояние колб. Через 2-3 года они становятся хрупкими и требуют замены, или начинают подтекать. Для давления 5 атмосфер и выше я бы не советовал колбы. Ну или разорялся бы сразу на металлические. Форумы пестрят фотографиями, как у этих колб вырывало днище и начинался потоп. Инлайн компактнее и лучше держат давление, т.к. пластик не копит усталость. Но да, если обычный картридж механической очистки стоит 50р за штуку, то инлайн почти 500.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост
Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Вот вы выбрали, купили, подключили. А как проверить, работает оно, или нет. Разоритесь еще на 500р и купите tds-метр. Я взял от сяоми.

Фильтры проточной воды обратного осмоса, что это? Обратный осмос, Фильтр для воды, Длиннопост

Он простой, без калибровки, но в нашем случае это не критично. Замеряете ppm из обычного крана, получаете значение 200-400. Замеряете после фильтра - должно быть ~50, плюс-минус если есть минерализатор. Если увидели значение выше, чем было, значит вы  перепутали трубки и фильтрованная вода у вас идет в слив, а слив в кран чистой воды. Замеряете раз в пару месяцев, стало расти - порвалась мембрана.


***Лирическое отступление***

Люди покупая tds-метры часто не понимают, что они измеряют. Измеряют они - общую минерализацию. Только ее! Вовсе не "качество" воды и даже не жесткость. Жесткость будет определяться концентрацией в воде солей жесткости, способных выпадать в нерастворимый водой осадок. Вода может быть мягкой и при зашкаливающих значениях ppm.

***


Помимо прорыва, мембраны могут зарастать слизью биологического происхождения. Да и остальные фильтры тоже, но мембрану жалко больше. Поэтому фильтром надо пользоваться регулярно, мембрана должна промываться. Если уезжаете больше, чем на неделю - лучше перекрыть воду, снять картриджи, завернуть в пакеты и убрать в холодильник - целее будут.


С какими-то базовыми вещами я вроде как закончил. Если возникнут вопросы - пишите, постараюсь ответить на них в комментариях, или отдельном посте.

Показать полностью 10

Отпуск на "Роза Хутор" #3

Так, я вернулся, пока воспоминания свежи, а фотографии еще не успели переместиться в архив, продолжу.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Закрою тему пляжа. Я под конец все-таки сумел туда вырваться. Напомню, что при проживании в любом отеле Роза Хутор вы можете бесплатно хоть каждый день по два раза кататься на автобусе на море на отдельный, огороженный пляжик с лежаками, зонтиками и полотенцами.

Автобусы на море ездят более ушатанные, чем непосредственно по Роза Хутор, но вполне сносные. Дорога занимает примерно 40 минут, большую часть времени за окном приятные горные пейзажи, дискомфорта не доставляет. На месте машете дяде браслетом, меняете карточку на полотенце и можете загорать.  Выглядит это все примерно так:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Вода чистая и прозрачная, раздевалки, душ, все дела. Зонты выглядят странно, но на деле просто замечательные. Сам пляж тоже чистый, видно, что за ним хорошо следят. Людей (я был в конце августа) существенно меньше, чем на соседних пляжах общего назначения, что лично меня радовало. Если надоест лежать, недалеко есть типичная прибрежная улочка с кучей забегаловок и развлечений. Много точек проката транспорта.

Территориально пляж расположен впритык к стадиону Фишт. Вот вам фото практически от пляжной линии.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Ограждающий пляж заборчик разукрашен в спортивную тематику.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Если надоело лежать, всегда можно дойти до олимпийского парка, или до местного парка с аттракционами (у него наверное есть название, но я его не знаю).

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

К слову, в замке с последней фотографии можно жить, там внутри есть помимо прочего отель.


Ладно, теперь перенесемся обратно на горное озеро из прошлого поста. У него есть целых две интересности рядом. Первая - Этнокомплек "Моя Россия". Я когда вот прочитал, что дескать в тур входит посещение чего-то вот такого - представил унылую выставку, в лучшем случае смахивающую на исторический музей. Оказалось, что я ошибался. Этнокомплексом оказалась та хрень, которую я каждый день наблюдал с подъемника.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Я очень жалею, что был там вечером и без фотоаппарата (чуть спас ситуацию телефон). Местно колоритное. Состоит оно из ряда зданий, каждое из которых выполнено в своем стиле, подражающем стилю какого-либо времени и/или территории. Вот например павильон Бурятии:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

А вот - Сибири, мрачное местечко видать:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

А вот еще, угадайте что это:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Правильно, местный туалет. А вот местная лавочка:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Ну и медведь, где вы видели этнокомплекс без медведя:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Точно не уверен, но в мультиках так Украинские хутора выглядят:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Внутри все по-разному. Где-то гостиницы, где-то магазинчики, где-то рестораны. Но это скучно, гораздо веселее в павильонах с выставками. В одном собраны национальные женские костюмы, в другом куклы, в третьем еще что-то. Есть павильоны, где можно приобщиться к рукоделию: нарисовать икону, расписать пряник, сделать куклу. Детям должно быть интересно.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Желающие могут позвонить в колокола. Лучшее из того что я слышал - получилось у местного батюшки.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Можно переодеться в национальные Кавказские наряды, пострелять из лука, пометать копья.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Или посмотреть на наличники:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Или станцевать народный танец

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Или закупиться этно-ерундой и на удивление хорошими чаями (привет Адлер, мешок  травяной трухи из тебя пить невозможно).

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Закончу с этнокомплексом, места мало осталось, расскажу про Скайпарк. Мне повезло, я умудрился попасть на празднование какой-то годовщины с участием основателя банджи-джампинга Эй Джей Хаккетт. Сам скай парк на данный момент представлен самым длинным в мире подвесным пешеходным мостом. Если у вас есть лишние деньги, то можете сигануть с канатом на 60 или 200 метров, покачаться на огромных качелях, или прорваться через охрану и сигануть с парашютом.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Вид хорош. Мост шатается, многим страшно.

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

Каких-то серьезных ограждений нет, при большой дури можно и свалиться. Ну и в заключение пара фотографий с Эй Джеем, совершающим  праздничный прыжок:

Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" #3 Отпуск, Отдых, Россия, Сочи, Роза Хутор, Длиннопост

В посте исчерпан лимит фотографий, продолжать придется в следующем.

Показать полностью 25

Отпуск на "Роза Хутор" #2

Продолжаем! Убедительная просьба, кликайте по фото, иначе они слишком страшно ужимаются.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

По заявкам читателей торжественно обещаю не склонять город Сочи! А заодно рассказать о том, как проживание в горах совмещается с купанием, загоранием и прочими летними штучками.


Это уже второй пост о Роза Хутор, а ни одной фотографии сердца поселка еще не было, я исправлюсь, вот вам:

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Как можно увидеть, все здания опять выполнены в едином стиле. Смотрится очень достойно.

Весь поселок располагается вдоль реки с названием Мзымта. Собственно площадь перед вами носит ее имя. Живописность реки бьет все рекорды. Сейчас она измельчала, но судя по измерителям глубины, весной она ого-го.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Я постарался максимально достоверно передать ее цвет. Он серебряный! Не голубой, не зеленый, а именно серебряный.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Здание с часами называется Ратушей. Если вам будут пытаться объяснить дорогу куда-нибудь, то основных точек, относительно которых вас будут ориентировать  - всего три: Ратуша, Газпром, вокзал.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

В самой Ратуше интересного мало. Мимо нее с интервалом в 3 минуты курсируют группы туристов с экскурсоводами ("Посмотрите на эту площадь, на олимпийских играх на ней было вручено 68 комплектов наград из ..."), в ней есть кафешка (основным достоинством которой является близость к сцене, на которой устраиваются представления) и все (или я просто не просек ее фишку). Сцена:

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

На другой стороне реки гораздо интереснее.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Вот тут уже можно сделать много чего полезного. В частности - взять включенные в тур велосипеды. В часы пик хорошие разбирают, не зевайте. Для получения услуги придется оставить в залог водительское удостоверение, или паспорт (да-да, незаконно). При вас документ положат в ящик, ящик закроют карточкой, карточку отдадут вам в руки вместе с договором. Оформление изначально максимум на 2 часа, при превышении времени - можно доплатить купоном. Велосипеды есть такие, сякие и еще кое-какие. Хотите - тандем, хотите - веломобиль, хотите - гироскутер. Впрочем как снять эту байду за купоны  я не выяснял.


Правее проката расположен местный оплот демократии.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Из вариантов дешево-и-сердито в долине наиболее популярен, очереди наблюдаются круглосуточно. В сравнении с мск цены чуть выше, кофе существенно хуже. Пожалуй могу назвать только одно место, которое может конкурировать с макдаком в плане очередей (не считая подъемников в часы пик):

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Сразу и не разглядеть, но там есть самый настоящий Перекресток. Очень сильно облегчает жизнь, вот прям очень-очень. Арбузы никакие, проблемы с ценниками (их зачастую тупо нет), но в остальном - самый обычный Перекресток. За ним расположена парковка, с которой стартуют автобусы на различные экскурсии.

Закрою тему с едой. В Берлоге, на Роза Плато, за 390 можно взять вот такой вот обед. Сытный, но каждый день одинаковый выбор блюд из 2х позиций.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Теперь перейдем к части позагорать-поплавать.Для этого есть аж 2 возможности.


Первая - любой проживающий в любом отеле курорта Роза Хутор имеет право на бесплатный трансфер до моря на отдельный пляж, куда пускают только РозоХуторовцев. Там их облизывают, дают полотенца, выделяют лежак и оставляют подрумяниваться. Я там еще не был, фото будут позже. Чтобы воспользоватся этой возможностью, необходимо подойти на ресепшн вашего отеля до 20:00 и сказать: " Хочу завтра на море". Вас запишут. Автобусы ходят туда в 9-15 и 14-00, обратно в 13-00 и 18-00. Соответственно надо заранее определиться со временем. ВНИМАНИЕ, НЮАНС: при первой записи возьмите браслет (без него не пустят на пляж), карточку (обменяете на полотенце) и билет на автобус (брать каждый раз). Время в пути - около часа.


Вторая возможность - менее трудозатратная. Вот у вас есть речка. В ней самой купаться запрещено, но в нее вливается множество мелкий ручейков из горных источников. Вот фото одного из них.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

На этом ручейке была сооружена и оборудована запрудь, которая теперь гордо именуется горным озером. Раздевалки, душ, бар. Любой человек может подойти и поплавать. Если вы счастливый обладатель тура, то вам еще полагается лежак и полотенце.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Лужа глубокая, поплавать есть где. Рядом имеется детский бассейн и игровая площадка. Вода пресная, постепенно обновляется, негативных ощущений не вызывает. Температура порядка 24 градусов.


Если пройти вдоль реки чуть дальше за озеро и подняться по ступенькам, то там будет стартовая точка для аттракциона "Полет Орла". 500р для всех желающих, бесплатно для обладателей заветной книжечки с купонами.

Отпуск на "Роза Хутор" #2 Отдых, Отпуск, Россия, Сочи, Роза Хутор, Видео, Длиннопост

Я попытался заснять видео своего спуска, вышло так себе, но не пропадать же добру.

На сегодня все, ждите продолжения.

Показать полностью 13 1

Отпуск на "Роза Хутор"

Всем привет, я снова на связи!

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Предыдущая часть спросом не пользовалась, краткий пересказ: там автор ныл, как дофига людей в Адлере на пляжах и как хорошо, что он потом уехал в горы.


За окном чуть испортилась погода, накрапывает дождик, самое время поделиться частью эмоций и фотографий.


Еще со времен просмотра олимпиады по телевизору мне очень понравились местные пейзажи, поэтому было решено, что Роза Хутор к посещению во время пребывания в Сочах обязательна. Пляжный отдых у моря в Российских реалиях привлекал мало, было решено глянуть на горные отели. Летом лыжников там нет, должны же они быть не слишком дорогими в это время, в конце концов!  Вот тут случилось чудо. Я прям начинаю верить в российский бизнес.  Знакомьтесь, эпичнейший проект от местной администрации, "Горы развлечений 2016"! "Тур по цене проживания" гласила реклама! Чтобы вы понимали, на сколько это вкусно, я вам приведу список услуг на 8 дней:


-Проживание в выбранном отеле 7 ночей/8 дней


-Завтрак в отеле (кроме апартаментов Вальсет)


-Прогулочный билет «Путь к вершинам» на 4 дня


-Велопрогулка по набережным курорта (6 раз по 1 часу)


-Занятие йогой/скандинавской ходьбой 2 занятия


-Билет в вольерный комплекс Кавказского Национального заповедника


-Дегустация напитков в Краснополянском дегустационном зале


-Входной билет в Скай Парк (апрель-ноябрь)


-Входной билет в этнографический комплекс «Моя Россия» (май-октябрь)


-Экскурсия «Олимпийская Красная Поляна»


-Прогулка на лошадях на Роза Пик (июль-сентябрь)


-2 маршрута в Панда Парке (май-октябрь)


-1 маршрут на троллее (май-октябрь)


-один заезд на радиоуправляемых машинах по трассе автотрека «Квалификация»


-Пользование пляжем и трансфер на фирменный пляж «Роза Хутор» на Черном море (июнь-октябрь)


-Пользование пляжной зоной Rosa Beach (май-октябрь)


-Парковка


Прониклись? То-то же! Я вообще говоря заподозрил некоторый подвох, как обычно делают с распродажами, например. Фиктивно завысить стоимость проживания и торговать турами. Но вроде как нет, на букинге (и на месте в гостинице) за проживание на 8 дней с завтраком вы заплатите ровно цену тура. Естественно, самые дешманские варианты размещения не участвуют в этой программе, но те что есть - более чем доступны. Тур на 8 дней на двоих мне обошелся бы в 25к, если бы не маленькая неприятность личного характера. Стандартный номер был упущен, пришлось брать семейный за 32к. 52 квадрата, 2 комнаты, диван, у меня квартира не шибко больше!


Пара особенностей общения с администраций курорта. Возврат - штука неприятная (я сдавал первый купленный тур, надо было поменять даты). Необходимо печатать заявление, его заполнять, сканировать, отправлять им через веб-форму. Далее ждать до 2х недель возврата средств (в моем случае 4 дня на рассмотрение, 7-10 дней на возврат). При этом на письма отвечают неохотно. НО! Полная противоположность - это их горячая линия 8-800. Эти ребята знают все, вплоть до того, что конные прогулки на пике отменены из-за повышенной облачности. Звоните им всегда и по любым вопросам!


Трансфер до места шикарен. Вокзал в Сочах - прекрасен, поезд "Ласточка" радует живописными видами в панорамных окнах, вокзал на Розе Хутор стилистически идентичен Сочинскому. На выходе вас встречает бесплатный (реально бесплатный! тут вообще очень много всего бесплатного!) автобус, который вас довозит до центральной площади. Фото площади будут чуть-чуть позже. Хочу утром без туристов сделать хорошие фотографии.


Мой отель расположен выше равнины, поэтому показав охране заранее распечатанный  ваучер с паспортом, мы были пропущены в кабинку подъемника. На месте заселились, получили купонные книжечки и пошли осматриваться. О! Вы когда-нибудь видели такие чековые книжки с желаниями? Типа там "свари борщ" и все такое. Вот один в один. Доступ к большинству услуг тура по таким отрывным купонам. Довольно удобно.


Это типа центрального здания Роза Плато (чуть выше Роза Долины).

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

На Роза Плато как раз расположены отели для лыжников, в один из которых мы заселились. К слову, если будете выбирать отель - Riders Louge самый шумный и тус-тус-тус! Для энергичных - самое то. Местная обитель скейтеров, любителей дёти-деска и прочих экстримальных видов развлечений. Мне достался более спокойный Rosa Ski Inn, о чем я впрочем не жалею. Завтраки от отеля к отелю разнятся разнообразием, но наесться можно (судя по отзывам) везде.


Со времен олимпиады на плато остались фигурки талисманов, к которым днем выстраивается очередь из туристов.

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Сами отели выполнены в едином стиле и формируют красивые, ухоженные улочки.

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Фото местной фауны:

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

И флоры:

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Добираться до большей части развлечений приходится на подъемнике:

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Процедура занимает 5-8 минут и ни сколечко не напрягает. При этом похоже, что именно из-за этого отели такие дешевые. Если смотреть расположенные в долине, то цены минимум удваиваются. Для проезда в кабинке в отеле при заселении выдают карточки с безлимитными поездками между Роза Долиной и Роза Плато. Единственный минус - в часы пик там очередь. Это примерно с 10 до 13, но только на подъем.



Похоже придется делать несколько постов, столько всего можно показать =)


Я обязательно пройдусь по всем пунктам программы. А начну с вольерного комплекса местного заповедника. Добираться туда пешком долго, лучше взять велосипед. Благо 6 часов, входящие в тур это покрывают легко. С велосипедом вы быстро домчите до нужного адреса. Кстати, по яндекс картам заповедник находится СПРАВА от реки, так вот фиг, на развилке перед газпромом сверните НАЛЕВО. У газпрома тут эпичный такой центр чуть в сторонке со своим поселением. Иронично, что единственная труба, выглядящая как газовая шла именно к нему. В этом центре есть много всего, но о нем писать сейчас не буду.


На въезде в заповедник вас встретят, вырвут купоны и попросят пристегнуть велосипеды на стоянке.  Сам комплекс не то что прям очень большой. Да и выбор животных в сравнении с каким-нибудь именитым зоопарком не блещет, но чувствуют они тут себя в разы лучше. Только посмотрите на их довольные рыла:

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

К сожалению фотография не передает габаритов. Я по МООРПГ привык, что кабаны -начальные слабые мобы, пффф, ерунда. К этому ЧУДОВИЩУ реально страшно было бы подойти близко, а при встрече в лесу я бы оказался на ближайшем дереве чисто инстинктивно, еще до того как осознал бы опасность мозгом. Короче смерть Роберта Баратеона перестала для меня быть совсем уж позорной.

Раз уж речь зашла о игре престолов, вот вам еще тематический красавец:

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

А это местный волк. Не люто, но очень активный.

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Ну и самый общительный обитатель:

Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост
Отпуск на "Роза Хутор" Роза Хутор, Россия, Отпуск, Отдых, Длиннопост

Вольер с птицами, прудик с утками, белка в клетке и прочие радости увы вышли на фото совсем так себе. Но живьем - рекомендую.

На этом пост завершу, буду копить информацию на следующий.

Показать полностью 16

Мой опыт летнего отдыха в России

Доброго дня!

Я приношу извинения моим подписчикам, ожидающим новый пост о коптерах, сегодня я напишу немного о другом. Каждое лето я выбираюсь из города куда-нибудь отдохнуть. Преимущественно предпочитаю пляжные варианты. Поваляться тюленем под солнышком, поплавать на чем-нибудь, типа виндсерфа. Если денег на что-то интересное не хватало, то всегда спасала Турция. Кто бы что не говорил, а в Турции подобный отдых поставлен на просто шикарнейший конвейер и отполирован годами до совершенства. Поэтому если ответственно подойти к выбору отеля, можно было получить сказочный вариант за весьма разумные деньги. Но тут вот короче да, не сложилось.


После отбора всех укладывающихся в цену вариантов остались Тунис (что само по себе so-so, даже без учета расстреляных туристов), не шибко пляжный  Кипр и Греция, которая лучше Кипра, но нужна виза. И тут я такой: " А может в России?". Девушка подумала, посмотрела на гугл-панорамы Кипра и согласилась добавить и такой вариант в список рассматриваемых.


С Азовским у нас по независимым друг от друга причинам не сложилось, Крым был выбран запасным вариантом, основным - Сочи. Перелет туда-сюда 20 с хвостиком на двоих, дальше начался подбор места проживания. Надо сказать народ на югах предприимчивый, на букинге можно найти практически любую полуразвалившуюся лачугу, если она сдается. Это безусловно плюс.


Было выбрано 3 независимых места проживания. Первое и последнее - ближе к аэропорту, по 1 суткам xD, посередке - подальше. Буду рассказывать по очереди.


Прилетели мы в 2 ночи -_-

Ну вот так вот вышло сильно дешевле, что делать. За скромную плату, из отеля (выбором которого целиком и полностью занималась девушка) за нами прибыл транспорт. Отель небльшой, номеров на 15-20 максимум. Я честное слово ожидал увидеть убитую шаху, на какой в мои студенческие годы нас возили из студлагеря в ресторанчик по 8-10 человек за раз. А тут оп, обломись! Такой себе новенький красивый фургончик, явно под туристов, разукрашенный в цвета отеля и его названием на борту. Сзади багажное отделение с стойкой под чемоданы, в салоне кондей. В Европе меня редко на таких встречали. И все это в 2 ночи. Ночной город красив, светодиодные медведи с баянами на столбах освещения просто шикарны.

В отеле к нам вышла девушка на ресепшн, вежливо зарегистрировала, сказала, что заселение в час и удалилась спать дальше. Поспав в кресле до 5 утра, мы переоделись в туалете, обустроили чемоданчики в шкафчике по подсказке охраны и пошли встречать рассвет на море.


Море было близко, народу было мало. Пляж убирают утром, поэтому в 5 утра он выглядел довольно грязным. С рассветом как-то вышло так-себе, но покупаться удалось. Море хорошее. Дальше начались чудеса. Вот вам фото от 6 утра.

Мой опыт летнего отдыха в России Отдых, Отпуск, Россия, Адлер, Сочи, Длиннопост

В 6:30 народ стал подтягиваться, в 7:30 его стало так нормально, в 8:00 уже было тяжело найти свободное место под полотенце, а позже 10 вообще подойти к воде и ни на кого не наступить. Если честно, я к такому готов морально не был. Лично мне для отдыха нужно чуть больше личного пространства вокруг, тут я находился в постоянном напряжении. Ну и фиг с ним, зато время заселяться в отель. Может это и реклама,  отель Zara. Ей богу, если бы мне завязали глаза, посадили в самолет,  завели в комнату и дали снять повязку - последнее о чем бы я подумал, что нахожусь в Адлере. Все вылизано, венецианка на стенах, отличный керамогранит на полу, красивый дизайн, кондей, новые стеклопакеты, вылизанная сантехника. Да епыть, у них 20 номеров, а на крыше бассейн и бар, в котором здоровенная стильная светящаяся полка под бутылки в форме отельной символики. Такое внимание к мелочам я редко встречал в маленьких гостиницах. Персонал - сказочный. Прям ощущаешь, как тебе каждый хочет искренне помочь, очень здорово! Их оценка на букинге заслужена на 100%.

Короче на сколько мне понравился отель, на столько не понравилось остальное (не считая неплохих дешевых столовых). Очень людно, очень шумно. Нет пешеходных зон. Проезжающие машины гудят туристам, друзьям, просто по приколу. Вход на пляж встречает вас вонючим мусорным контейнером.

Мой опыт летнего отдыха в России Отдых, Отпуск, Россия, Адлер, Сочи, Длиннопост

Ладно, не слушайте меня, во мне говорит мой маленький внутренний социофоб. Если вас не напрягает куча незнакомых людей в непосредственной близости - то вам тут понравится. Из развлечений: магазинчки с разной ерундой, куча закусочных разной степени намангаленности, вип комнатки на пляжах с диванчиками (1к за день), массаж, гидродуш, банан. Вечерняя анимация в духе "А тэперь, дэвушки, изобразите как кудахчет курыца". Если куда-нибудь отъехать (привет убер), то все чуть веселее.

Первые сутки пролетели быстро, но это все я пишу ради второй части. Дальше будет самое интересное - Роза Хутор, тут ОХРЕНЕННО, будет много красивых фотографий, интересных мелочей и прочих приятностей, ждите!

Показать полностью 2

Летательный пост №7 Пропеллеры!

Сегодня будет пост о пропеллерах и всем, что с ними связано.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Стоит отметить небольшую особенность, выделяющую этот пост из серии остальных: добрая половина (та что ближе к концу) будет полезна как для конструирующих свой дрон, так и для купивших готовое решение от сколь угодно хорошей фирмы.


Краткое оглавление: сначала поговорим о пропеллерах, потом о способах их крепежа к мотору, а под конец - о допиливаниях получившейся конструкции.


Итак, у коптера по сути есть два типа расходников, менять которые придется куда чаще остальных: рассмотренные ранее батарейки и, та-да-да-дам, пропеллеры. Первые портятся от времени, вторые от не слишком удачных маневров. Хотя у меня вот 0 сломанных пропеллеров и 3 сломанные ноги, так что не торопитесь заказывать сразу ящик.


Рассмотрим пример:

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Основными параметрами, которые вы будете рассматривать при выборе пропеллеров, будут его размер и угол атаки. Выражается это все обычно одной конструкцией из 4х цифр. В нашем примере вожделенные цифры - 1045. Первые две - диаметр пропеллера в дюймах, наш - десяти-дюймовый. Тут оговорка, 6045 - это шестидюймовый, а не шестидесяти. Где как - догадывайтесь сами =) Особо экстравагантные магазины порой дают информацию в метрической системе (см), проверяйте в табличке с характеристиками. Вторые две цифры - шаг пропеллера, который нагляднее представлять себе углом атаки лопастей. 45 означает, что в идеальном мире за один полный оборот в твердой среде этот пропеллер уедет на 4,5 дюйма вперед. Тут опять приходится гадать: надо ставить посередке запятую, или нет. Поэтому постепенно производители / продавцы все-таки переходят на более удобные разбитые обозначения, типа 10х4,5 или там 6х5.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

В теории этих цифр должно хватать для вычисления тяги такого пропеллера на определенных оборотах. Когда мы говорили о мотор-пропеллерных парах в предыдущих постах, то в тех табличках фигурировали именно эти значения. Разумеется, в реальности все несколько иначе. Каждая модель будет показывать отличающиеся результаты. Поэтому при строгих расчетах используется упомянутый в посте про моторы стенд. Где крепится мотор, на мотор пропеллер, все это раскручивается до желаемой тяги. Далее смотрят на ток, обороты, прочую ерунду. По итогу можно довольно точно оценить время полета от конкретной батареи и подобрать оптимальное сочетание мотор-пропеллер для ожидаемого режима полета. В любительских целях можно брать “на глазок”, по рекомендациям производителя мотора, отзывам на ютубе и так далее. Обычно что-то типа 1045 для 450-коптеров и 5050 для 250-коптеров.


Следующим существенным различием будет направление вращение пропеллера. CW - по часовой стрелке, CCW - против часовой стрелки. На мультироторе винты у нас крутятся в разные стороны, компенсируя суммарный момент вращения. Если речь о пропеллерах для коптеров, то они обычно идут парами (см картинку из заголовка). Не перепутайте куда какой крепить! При неправильном направлении вращения далеко не улетите.



На квадрокоптере вам надо 2 пропеллера CW и два CCW, все четыре тянут вверх, хотя вертятся в разные стороны.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Тут же будет уместно отметить, что существуют “толкательные” пропеллеры. Такие будут при правильных установке и направлении вращения не тянуть мотор, а толкать. Они используются в коптерах с “перевернутыми” моторами. Это либо квадрики, где все моторы перевернуты (такие конфигурации более эффективны, но и сильнее подвержены повреждениям при посадке и менее стабильны, если не вносить изменения в раму), либо соосные конфигурации, типа Y6, X8 и т.д.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Если пропеллер физически можно установить на мотор двумя способами (нормальным и вверх-ногами), то обычный превращается в толкательный переворачиванием и сменой направления вращения мотора.


Еще пропеллеры отличаются формой. Это более сложный вопрос, его вот так просто в два числа не запихнешь. Другое дело, что для небольших пропеллеров (и темболее для мультироторов) почувствовать разницу не всегда удастся. Обычно выделяют e (electric) и sf (slow flight). Каждый имеет свой диапазон rpm, в котором он показывает наилучшие результаты. Тут тяжело что-то советовать. Slow Flight обычно шире и несколько мягче, что делает их более прочными в случаях падений, но это очень индивидуально от модели к модели, читайте отзывы.


А еще, еще пропеллеры иногда делают из углепластика. Карбоновые пропеллеры (как и карбоновые рамы) более легкие, прочные и стабильные. Недостатков два: цена и повышенная травматичность. Если обычный при ударе по пальцу оставит синяк, то карбоновый может и прорубить до кости (хотел вставить фото с пальцем, но там реально жесть, поэтому просто пропеллер).

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Карбоновые - всегда черные, а вот пластиковые могут иметь любой цвет. Это удобно, если (для примера) вперед коптера поставить зеленые, а назад красные. Тогда одного взгляда хватит, чтобы оценить направление носа. Бывают даже такие, которые светятся в темноте!

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Если речь о сравнительно маленьких пропеллерах (типа там 5 дюймов), то есть вариации с тремя лопастями. Как можно догадаться, тяги такие дают шибко больше в сравнении с двух-лопастными аналогичного диаметра. Минусом - от них 100% больше вибрации, не всем нравится.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

У больших пропеллеров свои заморочки - они бывают складными! Я хз что там с минусами, но в плюсах очевидно - уменьшение размеров при транспортировке. Весьма существенное, надо отметить. Порой может сыграть решающую роль.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Теперь о том, как купленный пропеллер прикрутить к мотору. По умолчанию из мотора торчит кусок оси и все. Для крепления пропеллера существуют специальные адаптеры (как правило идут в комплекте к мотору, или сразу на него установлены). Они выполняют две задачи: прицепиться к мотору и прицепить к себе пропеллер.


Первая задача решается тремя путями:


1) Вкрутить болт поперек оси, который упрется в плоскую площадку на ней (ну или просто в нее). Пожалуй самый отсосный вариант, не рекомендуется.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

2) Цанга. Весьма распространенный вариант, куда лучше предыдущего, ибо крепление выходит более сбалансированным и надежным.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

3) На болтах в мотор! Как по мне - идиллия. Только не забудьте посадить на тайтлок. Минус: сломается - замена дороже аналогов выйдет.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Со вторым все интереснее. Во-первых в любом случае пропеллер надо будет нацепить на какую-нибудь торчащую цилиндрическую ось. Диаметр оси должен совпадать с диаметром дырки в пропеллере. При выборе пропеллера этот параметр тоже будет ключевым. В большинстве случаев с пропеллером в комплекте идет набор втулок, позволяющих изменить диаметр этого отверстия в меньшую сторону (тут внимание, такие пропеллеры вверх-ногами установить невозможно!).

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Далее вы вот нацепили пропеллер, теперь надо его закрепить, чтобы не вращался относительно оси.

1) Если вы продумали все заранее, то может у вас и адаптер и винт поддерживают T-Style крепление. Ну или не поддерживает, не велика беда.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

2) Со времен самолетов в наследство к моторам пришли prop-saver’ы. Личная оценка - избегайте. Неудобно, геморно, бессмысленно. Вроде должно спасать пропеллеры при авариях, но я такого еще ни разу не видел, только народ потом голову ломал, чем бы заменить эту резиночку.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

3) Прижать к едрене матери сверху гайкой (см фото к пункту 3 из предыдущего списка). Опять-таки имхо лучший вариант. Нюанс: производители, которые просекли фишку с мультироторами делают адаптеры как для CW винтов, так и для CCW. Различаются они направлением резьбы для этой самой гайки. Таким образом можно избежать самопроизвольного откручивания в полете. Нестандартные гайки - в комплекте. Совсем шик - гайки уже встроены в винт, его можно просто пальцем прикрутить и все, но такое могут себе позволить не все производители. Более древние модификации, которые разрабатывались еще для самолетов, имеют одно направление резьбы на всех четырех моторах. Поэтому для квадрика 2 гайки из 4х будут в процессе полета потихоньку откручиваться. Тут надо делать две вещи: подтягивать перед каждым полетом и выкинуть к ебени матери гайки, что идут в комплекте. Последние необходимо сразу же заменить на аналогичные, но с нейлоновой вкладкой от раскручивания, такие продаются в любом крепмаркете и похожих магазинах. Незнание последнего пункта привело к поломке 2х ног у моего коптера на первом полете. Винт улетел в одну сторону, коптер кувыркнулся в другую.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Хех, к слову, это был чуть ли не единственный раз в моей жизни, когда меня спасла моя лень. Мне было впадлу прикручивать стойку gps болтами и я посадил ее на двусторонний скотч. В итоге просто отклеился скотч, а не треснула рама.


Ах да, для складных пропеллеров существуют специальные адаптеры, типа таких вот:

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Теперь про последнюю часть. Каким бы фирменным не был бы пропеллер, сколько бы он не стоил, его надо отбалансировать. Да да, даже хваленые DJI перед установкой на последний фантом надо балансировать. Ни одна фирма не может контролировать уровень качества с достаточной степенью. Правильная балансировка увеличит продолжительность жизни моторов, снизит вибрации и шум.


Вот вам неплохое видео о том, как это надо делать, ниже я дам краткий конспект:

Для проведения процедуры вам понадобится специальный стенд для пропеллера. В идеале он должен быть выше, чем половина диаметра вашего пропеллера, но сойдет и маленький за 2$ из Китая, на магнитах.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

В чем суть проблемы… У пропеллера может быть 2 типа недостатков. Первый - это когда одна лопасть тяжелее другой. Второй - это когда у центральной части “верхняя” часть тяжелее “нижней”.


Начинаем диагностику с первой проблемы. Закрепляем пропеллер и приводим его в горизонтальное положение. Смотрим в какую сторону он отклонится. Не трогая ось, крутим на 180 градусов. Проверяем. Если перекос всегда в сторону одной лопасти - она тяжелее.

Летательный пост №7 Пропеллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Для выравнивания надо либо не слишком грубой шкуркой пройтись по более тяжелой лопасти. Шкурить ближе к задней части. А вот сверху, или снизу - мнения расходятся. Много таким образом не ошкуришь, так что на более легкую лопасть можно налепить кусочек скотча. Вариант так себе, но иногда выхода нет.


Таким образом постепенно клеим/точим, пока хотя бы в одном из горизонтальных положений (с разницей в 180 градусов) не настанет равновесие. Мы выровняли вес лопастей.


Займемся ступицей. Если одна часть ступицы тяжелее, будет наблюдаться следующий эффект: в первом положении винта на рисунке выше винт будет в равновесии, а во втором положении - переворачиваться. Тогда на более легкую сторону ступицы надо нанести капельку гелевого клея и дождаться высыхания.


Подобные процедуры способны неожиданно сильно улучшить качество съемки, снизить шум и вообще.


Ну вот теперь вы можете с уверенностью выбрать, заказать, отбалансировать и закрепить пропеллеры, мои поздравления =)

Показать полностью 18 1

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры!

Итак, продолжаем. Сегодня поговорим о моторах и о том, что заставляет их крутиться.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Как обычно, сначала небольшой экскурс в теорию. В первую очередь стоит отметить, что мы говорим именно о электромоторах. ДВС коптеры вообще говоря бывают, но я пока видел только такие здоровые дуры размахом далеко за метр.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Базовые физические принципы работы таких моторов очевидны: вращать магнитным полем магниты, или токи, ничего другого не изобрели. Соответственно в моторе можно выделить 2 части: на одной из них закреплены магниты (варианты без магнитов присущи довольно мощным двигателям, типа тех, что ставят в дрели), вторая генерирует магнитное поле посредством электрического тока. Ну и в рабочем режиме эти части друг относительно друга вращаются. В одну из частей надо воткнуть провода с электричеством, иначе ничего работать не будет. Очевидно, что такая часть будет жестко закреплена в корпусе аппарата и вращаться относительно него не будет. Такую часть называют СТАТОРом. В противовес ей, то что крутится - РОТОР. Перепутать сложно.


Дальше начинается интересное. Если магниты с сопутствующей фигней (корпус, ярмо и прочее) закреплены на статоре, то такой мотор будет называться коллекторным из-за наличия так называемого щеточно-коллекторного узла. Он необходим для передачи тока с проводов, втыкаемых куда-то в статор, на ротор и выполнения ряда сопутствующих функций. 

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

На роторе располагаются штуки, которые с точки зрения школьной физики можно окрестить “рамкой с током”. А на такую рамку в магнитном поле будет действовать некий, момент (читай сила), который будет стремиться повернуть ее в строго определенное положение.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост
Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

где B - вектор магнитной индукции, I - ток, S- площадь рамки, betta - угол между вектором магнитной индукции и плоскостью рамки.


Так что как только мы подключим напряжение к нашему мотору, через щетки на коллектор оно подастся к ротору, там образуется наша рамка, которая начнет вращаться в магнитном поле. Вот она занимает устойчивое положение и что дальше? Дальше вступает в действие наш коллектор, т.к. ротор с коллектором провернулись, то щетки касаются коллектора уже в другом месте и в нашу старую рамку ток не течет. А в том новом месте находятся контакты от следующей рамки, на которую подается напряжение и которая опять начинает вращаться в магнитном поле. Дойдет до равновесия - и контакт автоматом съедет на следующую. Рамок много, но в каждый момент времени ток течет лишь через ту, что обеспечивает максимальный момент сил. Вот так и вертимся в строго определенном направлении от постоянного тока. Сменили полярность - сменили направление вращения. Скорость вращения регулируем напряжением. Все очень просто, никакой сложной управляющей электроники. Такие моторы дешевы и имеют нормальную мощность даже на малых оборотах и крайне удобны в использовании. Их ставят на дешевые модели коптеров. Из минусов - ухудшение характеристик по мере старения магнитов и (что наступает на порядки быстрее) износ щеток. Сами понимаете, когда у вас кусок меди (реже карбона) трется о быстро вращающийся другой кусок меди ничего хорошего ждать не приходится. Побочный эффект - выброс медной / углеродной пыли от изнашивания щеток. Но это уже проблема аппаратов другого класса. Так, например, не рекомендуют использовать строительные пылесосы для бытовых уборок ( а жаль, они сосут и воду и камни и стоят не так дорого) именно по той причине, что у них как правило нет фильтров для удерживания пыли от щеток. Это не страшно при ремонте, но неприятно при регулярном домашнем использовании.


Поэтому в летных кругах ценят моторы другого типа - бесколлекторные ( они же б/к, б/щ, безщеточные). В этом случае магниты закреплены на роторе, а наши рамки (которые мы тут будем пожалуй называть катушками) наоборот на статоре. А раз на статоре, то и никакие щетки им не нужны, провода можно прям к ним и подключать. Подали мы ток на катушки, магниты оп и повернулись в направлении суммарного вектора тока по сути.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

А максимальная сила, раскручивающая магнит, будет действовать, если этот самый вектор мы будем к магниту держать под углом 90 градусов. Постоянно держать. Это примерно соответствует синосуидальному напряжению на каждой катушке для нашего рисунка и равномерного вращения. Тогда по сути магнит будет притягиваться с одной стороны и толкаться с другой. Но вот беда, для того, чтобы держать ток под 90 градусов нам епть нужно знать положение магнита! Иначе хрен его знает, успевает он там поворачиваться, или мы уже обогнали его пару кругов. Для решения поставленных задач в серьезных двигателях используются датчики положения ротора и схемы векторного управления. Но в маленьких и не слишком мощных моторах это стрельба из пушки по воробьям. Поэтому схему несколько упростили. Оставили всего 3 фазы на весь набор катушек (рассмотрим далее вариант из 6 катушек). В каждый момент времени включены 4 штуки. 2 тянут, 2 толкают. Форму импульса заменили с синуса на трапеции и просто поочередно подают напряжение на требуемые пары катушек. А вместо нормального датчика положения слушают напряжение с оставшихся катушек. Ведь мотор от генератора ничем не отличается, и если вращать магнит рядом с катушкой, то в ней будет возникать индукционный  переменный ток. А как только полюс магнита пройдет мимо катушки, то этот ток сменит направление (фаза пересечет 0) - эту информацию и можно использовать вместо полноценного датчика. Минусы подхода - пока довольно сильно не раскрутишь двигатель - ЭДС индукции будет мизерным и будет тонуть в шумах. Поэтому на старте приходится тупо от фонаря переключать катушки в надежде, что там все успевает, а нормальная синхронизация подключается, когда ЭДС достигает рабочих значений. Пожалуй одна из самых больших неприятностей - словить рассинхрон в полете.


Если кто-то визуально информацию воспринимает лучше, чем мои каракули, вот вам видео на языке потенциального противника:

После прочтения вышеизложенного вы должны были понять, что если для увеличения скорости вращения коллекторного мотора достаточно было просто увеличить напряжение, то тут такой номер не пройдет. Тут вообще для того, что бы хотя б 1 оборот совершить потребуется нехилый такой набор электроники. Для этого созданы специальные платки - контроллеры б/к моторов, electronic speed control, или ESC. Они служат связующим звеном между мозгами коптера и моторами. Таким образом мозгу достаточно указать как быстро должен крутиться мотор, а контроллер уже сам выдаст нужные токи на нужные катушки. Бывают модели, позволяющие контролировать сразу несколько двигателей, но чаще все-таки встречаются версии для контроля всего одного. Более того, существуют моторы, в которые эти контроллеры сразу и встроены, но пока это тоже скорее исключение.


Давайте посмотрим на них.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

С одной стороны esc подключаются тремя проводами к мотору (тут они синие). Если коллекторные моторы обычно помечают как вращающиеся по часовой/против часовой, то с б/к такого разделения нет, и моторам и контроллерам сугубо фиолетово куда вращатся, направление можно изменить тупо поменяв местами любые 2 провода из 3х. Т.к. заранее определить куда у вас будет вращаться мотор невозможно, то обычно напрямую моторы и esc не спаивают, а делают разъемные коннекторы. 


Пара толстых проводов идет напрямую к батарее, ну точнее к плате развода питания. Батарея подключается к ней, а от нее уже все цивильно расползается по каждому уголку вашего дрона.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Причем чем напрямее - тем лучше. Каждый гребанный см уменьшает срок жизни вашего контроллера, а точнее входного конденсатора на нем. Это связано с таким явлением как индуктивность. Немного школьного курса физики:  

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Чем больше длина l - тем больше индуктивность провода. Укорачиваем как можем.


Данный факт подтверждается рядом исследований проведенных производителями. Вывод: лучше удлиняйте провода между esc и мотором, чем между esc и батареей. Альтернативный вариант - дополнительные емкости на входе, но там уже нужны ВЫЧИСЛЕНИЯ, если вы это читаете, то скорее всего этот способ не для вас.


Через оставшийся шлейф контроллер общается с мозгами коптера (ну или можно напрямую в ресивер воткнуть, если у вас самолет к примеру. На нем в обязательном порядке будет черный провод  - земля и еще один на противоположенном конце коннектора - для передачи сигнала. Иногда встречается еще третий, красный, идущий по центру. С ним забавная история.


Когда я собирал свой первый коптер, я перелопачивал документацию по полетным контроллерам. Как официальные, так и инструкции на разных форумах/сайтах от простых ребят. Глаза мне резала фраза, независимо встретившаяся у трех различных человек. Что дескать при сборке не забудьте перерезать красный провод у всех esc кроме одного. "Да ну, бред какой-то", подумал я, решив, что это какие-то старые инструкции от старых esc и вообще авторы не в себе. Ну кому придет в голову  необходимость отрезать провода в 2015 году у фабрично выпускаемых устройств. Разъем на три провода втыкается в ответный разъем на три штырька. И тут вдруг перерезать...  Полез читать официальную документацию на один из новых контроллеров полета. "В случае, если вы хотите оставить средний провод на всех esc, не забудьте припаять диоды на средние ножки" гласила инструкция. Какой-то жидо-массонский заговор красных проводков, решил я и полез разбираться.


Дело в следующем. Мозги коптера нужно чем-то питать. Делать это можно двумя различными способами. Первый - с платы, что изображена выше. Это не просто плата, там еще и преобразователь, выдающий 5В от любой батарейки специально для этих целей. Это наилучший вариант. Но не все платы разводки питания такое умеют. Поэтому питание можно брать из другого источника, который гарантированно воткнут в батарейку - esc! Некоторые esc  имеют встроенный BEC (Battery Elimination Circuit) и умеют подавать те самые 5В на среднюю ногу (если не умеют, то и третьего провода у них нет). И все (ну ладно, насчет совсем всех не гарантирую) мозги умеют от этих разъемов запитываться. И вот до тех пор, пока на каждой средней ноге ровно 5В все хорошо, ток течет куда надо. Но вот мы решили наклонить коптер и пара моторов стала крутиться быстрее остальных. А значит через одну пару esc к моторам потек больший ток, чем через вторую. И тут электротехническая магия: в дешевых реализациях BEC напряжение на среднем проводе начинает меняться в зависимости от протекаемого через esc к моторам тока. Не то что бы прям сильно, в пределах допустимого по нормам питания. Но на двух соседних средних штырьках теперь разное напряжение. А если есть разность напряжений, то там начинает течь ток. А никто никогда не предполагал, что ток там будет течь, ибо esc от мозга через другой esc запитывать не собирался. И рано или поздно у вас что-нибудь сгорит. Поэтому запитывайте мозги от внешнего bec с тотальным обрезанием (покупкой esc без bec), или оставляйте только один красный  центральный провод. Как процедуру кастрации сделать легкой и обратимой - ищите на ютубе, там можно отжать штырек.


Помимо наличия/отсутствия bec можно выделить еще некоторые отличия разных моделей.

- В первую очередь это максимальный ток. Чем больше ток, тем дороже esc. Подбирать надо под конкретный мотор с небольшим запасом. 

-Входящее напряжение. Ну там от 2s и выше, лучше бы с поддержкой 4s. 

-Поддержка Oneshot125. Это обновленный протокол связи между мозгами и контроллером мотора. Увеличивает частоту обновления параметров, что должно выливаться в более стабильный и контролируемый полет. Протокол должен поддерживаться как мозгами, так и контроллером мотора и его прошивкой.

-Собственно прошивки. Для мультироторов актуальны Simonk и BLHeli. Продаются как уже прошитые, так и с возможностью перепрошивки / настройки через программатор. От авиационных отличаются более резвым изменением числа оборотов, что есть хорошо.


Вне зависимости от всего вышеперечисленного, любые esc после сборки коптера надо откалибровать. Это необходимо для того, что бы при одинаковых сигналах от мозга они выдавали одинаковые обороты. Процедура проводится со снятыми пропеллерами и подробно описана в инструкции к вашему полетному контроллеру и контроллеру моторов.


Вернемся к моторам. Выбор мотора - натуральнейший геморрой, о характеристиках производители врут как дышат. Причем ошибаться могут в обе стороны. Информацию приходится выискивать по youtube каналам и форумам. И хорошо, если это адекватные таблицы с результатами испытаний, а не:

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Кхм, к конкретике! Рассмотрим пример: DYS BE1806-2300kv Brushless Multirotor Motor 2S~3S 

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Specs:

Rpm/V: 2300kv

Dimensions: 23 × 21mm

Shaft: 2mm

Voltage: 2S~3S (7.4v to 11.1v)

Weight: 24g

Watts: 89W

Max Current: 8A

Suggested Prop: 5x3(3S 11.1v) ~ 6x2 (2S 7.4v)

Motor Mount Holes: M2 x 12mm /16mm



Тип мотора: outrunner/inrunner. Обычно не указывается, легко определяется визуально. У  первых крутится половина корпуса, у вторых только торчащий из корпуса штырь.

Летательный пост №6 Моторы и их контроллеры! Дрон, Квадрокоптер, Своими руками, Видео, Длиннопост

Обычно outrunner'ы имеют лучшее охлаждение и более актуальны для коптеров.


Размер мотора. Размер состоит из четырех цифр. В нашем случае 1806. Это означает, что диаметр СТАТОРА 18 мм. Вторые две цифры как-то связаны с высотой мотора. Кто пишет, что статора, кто ротора. Я, вооружившись линейкой так и не нашел, какой физический объект ей точно в моих моторах соответствует. Ближе всего - высота катушек в статоре. Иногда через слеш указывают с понтом число магнитных полюсов. Так что опирайтесь на первые две цифры. Совместимость с ними обычно указывается на выбранной вами раме. Если это 250 коптер, то скорее всего вам надо 18 (реже 22), если 450 - то скорее всего 22.


2300kv - ниже в спеках указано, что это число оборотов на каждый приложенный вольт. Не врут. Для 250 коптеров ориентир - 2000-3000, для 450х 800-1000.


2мм - диаметр оси. Ну вдруг вы ее поменять там захотите, или крепление под пропеллер свое прицепить.


2S~3S (7.4v to 11.1v) - поддерживаемые батарейки. Ложим болт и лезем на форумы. В 80% случаев производители на всякий случай занижают. Люди вполне себе летают и с 4s на таком моторе. Греется, но не перегорает. Разумеется, лучше искать те, что официально держат 4s.


24g - вес


Watts: 89W - бесполезная информация в отрыве от используемой батареи и пропеллера.


Max Current: 8A  Вообще говоря аналогично предыдущему, но глядя сюда можно оценить примерно какой ток должен держать выбираемый к мотору esc.


Ну и остались рекомендуемые пропеллеры и крепежные отверстия.


Перечисленного выше должно хватить для грубой оценки пригодности мотора для ваших условий. Ориентир от 10А на 250 квадрик, от 20 на 450. Смотрите по весу и желаемому результату. Не брезгуйте чужим опытом.


Теперь о чем производители часто умалчивают (но не все). Вас интересует таблица, в которой будут данные по мощностям, тяге и потребляемым токам для 2s, 3s, 4s  и для каждого типоразмера предполагаемых пропеллеров. Для этого добрые дяди на форумах и ютубах держат специальные стенды и тестируют разные моторы в одних и тех же условиях. И только так можно реально оценить окончательную мощность вашей сборки. Это уже для более осмысленного выбора. Сюда же можно отнести качество организации охлаждения и балансировки мотора. Хорошие производители перед продажей моторы балансируют, плохие - как повезет. Поэтому на дорогих моторах вы точно полетите, дешевый китайский ноунэйм возможно придется доработать напильником, в прямом смысле. Хотя многие летают и не жалуются.


М... Вроде все. Про пропеллеры и сопутствующие вещи запилю отдельно.

Показать полностью 12 1
Отличная работа, все прочитано!