Вспомню-ка и я свою попытку получить высшее образование очным способом в престижном (как его называют преподаватели) университете г. Челябинска - Южно-Уральском Государственном университете, или сокращённо ЮУрГУ.
Поступил туда я в 2003 году, предварительно отучившись 4 года в машиностроительном колледже (который техникум), т.е. опыт самостоятельного обучения, сессий и вот этого всего у меня уже был. да и сам был сравнительно вполне взрослым мальчиком. Поступил на платной основе (по другому - никак) на приборостроительный факультет (ПС), и в ужасе оттуда съебался спустя неполные 3 месяца обучения.
Перечислю факторы, на основе которых я принял это решение:
Мягко говоря, не самая маленькая. На тот момент, ЕМНИП, 19 тыс. руб. в год. Какой это эквивалент сейчас - сложно сказать.
Если опоздал к началу пары, лабораторной, и т.п. - на пару не пускают. Вообще. Тусуйся где хочешь. На возникающие пробелы в знаниях - поебать. А автобус № 123, на котором я ездил из своего пригорода, мог либо сломаться на полпути, либо ехать в 1.5-2 раза дольше. Можно ехать на маршрутке, если умудришься в неё залезть, но это гораздо дороже студенческого проездного.
Единственный гарантированный вариант не опоздать - это жить неподалёку, что для меня было невозможно. "Прогулы" отмечают в журналах (Кто бы что не пиздел, мол, на посещение в ВУЗах плевать) и после их определённого количества без прикрытия справкой, получаешь недопуск к сессии.
У ВУЗа несколько корпусов. В некоторых случаях между парами реально приходилось бегать бегом. Чуть где-то проебался на предыдущей паре (остался что-то спросить у преподавателя) - и пиздец. см. предыдущий пункт.
Между парами может быть пробел. Где ты будешь шароёбиться в это время никого не ебёт.
В библиотеке методичек гораздо меньше, чем студентов. Для меня это бы нонсенс, т.к. в колледже методичек было гораздо больше, чем учеников. А если методички не хватило, то нужно её отксерить. А т.к. методичек много, то это тоже неслабые доп. расходы
Если умудрился взять в библиотеке методичку или книжку, то должен вернуть в течении ЕМНИП 2 недель. То, что она ещё нужна всем похуй. Не успел? - За каждый день просрочки начисляется неслабый денежный штраф.
Некоторые книги есть только в читальном зале. Я попытался туда сходить 1 раз и охуел: Очередь на заказ книги - более 1 часа. Потом ещё минут 40 нужно ждать, пока книгу доставят из хранилища. Что бы сдать книгу нужно ещё раз отстоять эту же очередь. В общем, нереальный квест.
Нормальной столовой нет. Есть дорогие магазины / кафешки.
Можно взять что-то с собой, но съесть - негде. Только где-нибудь "на ходу". Как это сказывается на здоровье и самочувствии, думаю понятно.
Непосредственно, обучение
Лекции. Аудитории преимущественно в виде ебучего "амфитеатра", только прямоугольная. Лекцию посещает сразу несколько групп. Если услышать что говорит преподаватель можно более-менее везде, то увидеть что он пишет на доске, можно только на первых 3 - 4 рядах. Не хватило мозгов занять там место с начала обучения? - Хуй знает, как будешь выкручиваться. Притащил на лекцию учебник, что бы там отмечать пройденное? - Тебя публично отхуесосит препод за то, что ты его "проверяешь".
Лабораторные работы. На первой лабораторной по физике я тупо не успел отстоять в очереди на сдачу к преподавателю. На второй я подсуетился и успел во время пары, но преподаватель сказал "А у вас есть несданная работа! Эту я принимать не буду" и был таков. Что бы сдать лабораторную работу, нужно предварительно сдать теоретическую часть, так называемый "коллоквиум". Бесплатно сдать коллоквиум можно только в период сессии в какие-то там строго определенные 3 или 4 дня (Сколько будет таких желающих?). В другое время - только через кассу. Логика понята? - Плати бабки, без вариантов.
Пересдача контрольных. Схема, аналогичная лабораторным работам (через кассу), только без фактора неприёма, если предыдущие контрольные не сданы.
Особенно понравилось предложение математички, озвученное куратором группы: "Для неуспевающих организовано дополнительное факультативное обучение по пройденному материалу. Это поможет сдать задолженности". За отдельную оплату, конечно же...
Предметы. Я так и не понял, нахера мне на приборостроительном такие предметы как химия, социология, физкультура... ? Тоже "Часы заполнить"?
Физкультура. В начале учебного года студентов перераспределяют по "секциям". Подавляющее большинство секций - платные под запись в журнальчик. Фактически, на секции можно было не ходить, достаточно оплаты. Убедился сам.
Отношение преподавателей. От похуистичного игнорирования до надменного беспричинного гнобления. Вот нахуя на первом занятии в аудитории с 3 группами объяснять, что "платники" - это вообще никто, и эти никто должны быть очень благодарны, что им тут позволили находиться? Или ещё случай: Подписал тетрадь полным Ф.И.О., как всегда делал в колледже. Вопрос от преподавателя "А зачем вы написали отчество? Кто вас тут по отчеству называть будет?" сопровождался ехидной ухмылкой.
При ВУЗе на тот момент была больничка. Не повезло мне подхватить такое мощное ОРВИ, что пошёл сдаваться. Оформление "больничного" у студента такое же, как у взрослых с больничными. Порядок следующий: Отстоять 1-2 часа ебейшую очередь; получить от терапевта бумажку с освобождением на несколько дней; поймать куратора и отдать ему эту бумажку. Закрытие больничного в аналогичном порядке.
Решил пройти профильного врача по заболеванию, по которому в дальнейшем получил категорию "В" в военник. У врача была аналогичная двухчасовая очередь, при этом, периодически к нему без очереди заходили вполне взрослые люди, не похожие на студентов или преподавателей...
В общем, понаблюдав за всей этой вакханалией 2 с небольшим месяца, я понял, что перспектива оставить там неплохой капитал и здоровье не стоит "престижности" диплома, и благополучно отчислился, забрав остатки оплаты за "неиспользованные" месяцы. Что называется, зафиксировал убыток.
Без диплома я тоже не остался: Закончил ВУЗ из близлежащего Екатеринбурга по очно-заочной форме обучения. С "престижностью" его диплома в последующем никаких проблем не было, как и с процессом обучения.
Что забавно: Диплом получил на год раньше, чем если бы заканчивал ЮУрГУ, т.к. диплом колледжа зачли как первые курсы.
Мораль? - Да нет особо никакой морали. ВУЗы в стране разные. Где-то активно пиарятся и доят лохов студентов из округи и близлежащих стран СНГ. Где-то учат, хотя и про себя не забывают, но в меру.
Дают ли при таком подходе знания? - Вполне: От лекций преподавателя по "С++" было не оторваться; на лабораторных по AutoCad преподаватель показывал "фишки", которых нет ни в одном учебнике. Если бы я был богатым (родился в богатой семье) и закончил ЮУрГУ. то знаний к выпуску у меня, возможно, было бы больше, чем после окончания Екатеринбургского университета. Но, видимо, не судьба... Но и так тоже неплохо.
Изменилось ли что-то спустя 20 лет? - Не уверен, но интересно было бы узнать.
P.S. Коррупция в этом университете, включая приёмную комиссию, заслуживают отдельных постов, но не от меня...