Итерации версий ракеты BFR

Ютуб-канал Everyday Astronaut составил видео про прогресс итераций ракеты SpaceX BFR. Для начала, ознакомимся с цифрами:


MCT (2016):

Высота: 122 метра

Диаметр: 12 метров

Двигатели первой ступени: 42 (Raptor)

Двигатели второй ступени: 6 (Raptor), 3 (Raptor Vacuum)

Стартовая тяга: 128 мН

ПН на НОО (многоразовая конфигурация): 300 тонн, объем неизвестен


BFR (2017):

Высота: 106 метров

Диаметр: 9 метров

Двигатели первой ступени: 31 (Raptor)

Двигатели второй ступени: 4 (Raptor), 3 (Raptor Vacuum)

Стартовая тяга: 52,7 мН

ПН на НОО (многоразовая конфигурация): 150 тонн, объем 800 м3


BFR (2018):

Высота: 118 метров

Диаметр: 9 метров

Двигатели первой ступени: 31 (Raptor)

Двигатели второй ступени: 7 (Raptor)

Стартовая тяга : 60,8 мН

ПН на НОО (многоразовая конфигурация): 100 тонн, объем 1000 м3


Из изменений наиболее заметно значительное уменьшение выводимой полезной нагрузки - несмотря на то, что количество двигателей осталось прежним, а тяга даже увеличилась. Не совсем понятно, чем это обосновано. В абсолютном смысле вывод 100 тонн на орбиту остается крайне высоким показателем, сопоставимый с самым тяжелыми прежним ракетами, такие как Saturn V или Энергия, но уже не является чем-то заоблачным и прежне недостижимым. Приведем сравнение с лунной ракетой Saturn V (насколько это возможно, поскольку она была лишь одноразовой):


Saturn V (1968):

Высота: 110 метров

Диаметр: 10 метров в первой ступени, 4 метра в отсеке астронавтов

Двигатели первой ступени: 5 (Rocketdyne F-1)

Двигатели второй ступени: 5 (Rocketdyne J-2)

Двигатели третьей ступени: 1 (Rocketdyne J-2)

Стартовая тяга: 35 мН

ПН на НОО (одноразовая конфигурация): 135 тонн

Итерации версий ракеты BFR SpaceX, Космос, Ракета, Ракета-носитель, Starship, Видео, Длиннопост

Теперь - о форме. Ранняя версия MCT была скорее эскизом из журнала научной фантастики, чем чертежом ракеты. А вот о разнице второй и третьей версии стоит поговорить. Итерация 2018 получила довольно крупные стабилизаторы как в хвостовой, так и в носовой части. В определенной мере, BFR 2018 напоминает увеличенную версию Space Shuttle, но в отличии от челнока, стабилизаторы не являются посадочными крыльями. Их задача - удерживать корабль в нужном положении при входе в атмосферу, и использовать как тормозящее тело для потери скорости.


Другими словами, посадочный профиль BFR будет гибридом профиля Шаттла/Бурана и профиля Falcon 9 - на первом этапе BFR будет тормозить об атмосферу, а во втором - садиться вертикально, как Falcon 9 (посадочные опоры встроены в нижние стабилизаторы BFR).


Аэродинамическое торможение  значительно выгоднее по топливу, чем полностью сбрасывать скорость с помощью двигателей. Но стоит задаться вопросом - значит ли это, что потребуется дорогостоящее и трудное в обслуживание керамическое покрытие для защиты корабля от нагрева при входе в атмосферу, которое использовалось в Шаттле и Буране? Ведь его сложность, медленность в обслуживании, и рискованность - одна из основных недостатков такого дизайна, что Falcon 9 и предлагал, собственно, заменить торможением двигателями. Какой будет износ BFR, если он при возврате будет тормозить аэродинамически, и как это скажется на перспективе быстрого многоразового использования?

Итерации версий ракеты BFR SpaceX, Космос, Ракета, Ракета-носитель, Starship, Видео, Длиннопост

Из прочих изменений, заметен отказ от использования вакуумных двигателей во второй ступени, где вместо этого все 7 двигателей - те же, что работают и в атмосфере. Это уменьшает эффективность двигателей (вакуумные двигатели оснащены более крупным соплом, и эффективнее работают вне атмосферы), но уменьшает занимаемую двигателями площадь и позволяет заменить ее грузовым отсеком (отсюда, вероятно, увеличение объема груза с 800 до 1000 м3).

Итерации версий ракеты BFR SpaceX, Космос, Ракета, Ракета-носитель, Starship, Видео, Длиннопост

И последнее, о чем было упомянуто - давление двигателей. В Raptor оно крайне высоко и составляет 300 атмосфер. Для сравнения, двигатель Falcon 9 Merlin имел давление лишь в 97 атмосфер, а один из самых производительных двигателей - советский РД-180 - 265 атмосфер. Более высокое давление позволяет повысить производительность двигателя, но увеличивает нагрузки и износ двигателя, и соответственно риск и долговечность.


Вкупе с изменением ориентира на атсмоферное торможение, мы видим, что BFR продолжает курс с "простой, дешевой, и надежной" конструкции Falcon 9, до "высокотехнологичной и производительной" конструкции. Хочется надеятся, что эти изменения себя оправдают, и что история прежних крайне технологичных дизайнов Шаттла и Бурана, которая вышла в чрезмерно сложную, дорогую, а в случае Шаттла - и опасную конструкцию, будет учтена, и не повлияет на мечту Маска сделать космос доступным для колонизации не только в инженерно-техническом, но в и экономическом смысле.

SpaceX

2.6K постов8.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строго рекомендуется:

1. Поддерживать авторов и специалистов по теме плюсами :)

2. Адекватно задавать вопросы и адекватно отвечать на них

Запрещены:

1. Нарушения базовых правил Пикабу.

2. Посты не по тематике сообщества.
3. Троллинг сообщества, неаргументированный хейт, флуд, флейм и оскорбления пользователей, в т.ч. провокации спора, распространение сведений, порочащих честь и репутацию, принижающих квалификацию оппонента, переходы на личности.


В зависимости от степени нарушения может последовать:

А. Вынос поста в общую ленту (п.1, 2, 3 правил сообщества)

Б. Удаление поста (п.1, правил сообщества)

В. Занесение пользователя в игнор-лист сообщества (п.4 правил сообщества, а также при систематических нарушениях остальных пунктов)


Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @pikabu

7
Автор поста оценил этот комментарий

Тяга 128 миллиньютон? Хм

Правильно МН - меганьютон

раскрыть ветку
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем точна информацию о полезной нагрузке BFR новой версии. Точнее, слишком точна, а это неправильно - чёткие характеристики указаны не были.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Крайне информативный пост, спасибо о/

ещё комментарий