Как лгать с помощью статистики

Статистика — мощный инструмент. В умелых руках она творит чудеса! Но с её помощью можно также легко обмануть людей. Какие приёмы маркетологи и ведущие новостей используют, чтобы ввести нас в заблуждение?

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Начинать ось y не с нуля

Самый распространённый маркетинговый приём! Посмотрите на этот график пользователей твиттера:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Выглядит довольно здорово: последний столбик выше первого в 3 раза! Вот только отсчёт по оси y начинается не с 0, а со 100. Посмотрите на исправленный график:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Уже не так впечатляет, не правда ли? Видимо, твиттер в тот период нуждался в инвестициях

Вот ещё более впечатляющий пример. Chevrolet хвалится тем, сколько их внедорожников всё ещё работают, спустя 10 лет. Судя по графику, Nissan до них далеко: их столбик меньше раз в 10! Но если мы внимательно посмотрим на ось y

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Она начинается с 95%! И исправленный график показывает всю абсурдность рекламы. Так ли страшны 3% за 10 лет?

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Подобным грешат и политики:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Разница есть, но она сильно преувеличена

Иногда начинать отсчёт не с нуля — нормально

Как ни странно, солгать можно и с помощью обратного приёма. Если в графике есть какая-то временная зависимость, то есть мы хотим посмотреть изменение параметра за какой-то срок, гораздо информативнее будет начать отсчёт не с нуля! Иначе мы можем вообще не увидеть изменений. Так, например, выглядит мировой финансовый кризис, если показать полный график:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Очевидно, кризис — в головах! Но если посмотреть на график поближе, становится ясно, что что-то произошло:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Также имеет смысл брать не весь доступный временной отрезок, а лишь его актуальную часть. Приведу пример со статистики своей группы. Если смотреть на график подписчиков, явно видно, когда выходили посты и насколько они были успешны:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Но если я включу во временной отрезок самый успешный пост, его величина сведёт эти колебания на нет!

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Если вы хотите показать, насколько ваша страна богата, просто покажите график среднего дохода, который начинается в 14 веке. Рост будет невероятный!

Неподходящие графики

Люди изобрели целую кучу графиков! Гистограммы, круговые диаграммы, ящики с усами (да-да, и такое есть). Какой использовать для визуализации данных?


Зависит от того, чего вы хотите добиться. Например, такой график позволит людям легко понять соотношение данных:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

А такой график во-первых, покажет ваши специфические вкусы, а во-вторых, запутает людей:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Из-за наклона соотношения площадей искажаются. Информация (та же самая, что на графике выше) воспринимается гораздо хуже. Можно довести график до абсурда, наклонив его ещё сильнее и повернув, скажем, зелёной стороной. Будут ли тогда вообще видны остальные части?


Используйте графики правильно:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Надеюсь, теперь вы не попадётесь на самые банальные уловки маркетологов. Вот вам напоследок шедевральная диаграмма Венна с использованием банана:

Как лгать с помощью статистики Статистика, Наука, Научпоп, Маркетинг, Человек наук, Длиннопост, График

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

105
Автор поста оценил этот комментарий

Хочу увидеть ящик с усами

раскрыть ветку
241
Автор поста оценил этот комментарий
Заголовок тоже врёт. Т.к. в статье показано не как врет статистика, а как исказить статистические результаты "правильной" подачей материала.
раскрыть ветку
75
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Врет не статистика, а люди которые ее интерпретируют.

Причем не обязательно осознано.

Это может просто быть ошибочный сбор данных. Собирали про зайчиков, а на самом деле собрали про кроликов, а результаты обработали как по выработке меха.


Вообще надо с умом подходить к графикам всяким. А лучше не подходить если оно вам не надо)

Надо помнить, что статистика это наука. А занимаются ей часто люди не с научным складом ума.

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

Вот еще примерчик

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку