22 Ноября 2023

Цвета Saint-P

Летом была в любимом Питере, отпуск, все дела. Купила там набор акварели в цветах города, давно о нем мечтала. Концепция такова, что цвета в палитре серенькие и невзрачные, но в работе гармоничные и не надо париться, создавая сложные замесы (для интересующихся - фотка цветов из набора в комментариях)

Очень удобно гулять с таким маленьким набором красок и альбомчиком, останавливаясь ради быстрых зарисовок в интересных местах. Рисовала на бумаге для открыток, с одной стороны место для подписи, адреса и индекса, а другая для художеств. Пересматриваю фотки и скучаю, значит пора снова ехать)

Цвета Saint-P Санкт-Петербург, Акварель, Рисунок, Скетчбук, Картина, Традиционный арт, Линер, Длиннопост
Цвета Saint-P Санкт-Петербург, Акварель, Рисунок, Скетчбук, Картина, Традиционный арт, Линер, Длиннопост
Цвета Saint-P Санкт-Петербург, Акварель, Рисунок, Скетчбук, Картина, Традиционный арт, Линер, Длиннопост
Цвета Saint-P Санкт-Петербург, Акварель, Рисунок, Скетчбук, Картина, Традиционный арт, Линер, Длиннопост
Показать полностью 4

История нашего мира в художественной литературе. Часть 36. «Ромул и Рем»

Всем привет!

В прошлый раз рассказывала о царях Ассирии и Вавилонии. Поскольку подборка вновь сделала прыжок из одного века в другой, закрою-ка я всем гештальты и дорасскажу сначала про Ближний Восток, а потом поведаю о важном моменте в истории Италии.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 36. «Ромул и Рем» Что почитать?, Литература, История (наука), Легенда, Ромул и Рем, Длиннопост, Древний Рим, Италия

(Капитолийская волчица)

Вот в книге Ишкова много сказано про вавилонского царя по имени Мардук-закир-шуми I (ок. 855 – 827 до н.э.), и даже странным образом упоминается Баба (Бау)-ах-иддин (или же его тёзка), но ни слова не говорится о том, что унаследовал трон Мардук-балассу-икби (ок. 827-813 до н.э.), ещё один брат Мардук-закир-шуми, который при помощи халдеев и эламитов неуспешно пытался прекратить ассирийское господство в своей стране, что привело к походу Шамши-Адада на Вавилонию. В 813-м году он захватил и Вавилон, и предположительно тогда же и погиб царь-мятежник. На смену же ему пришёл тот самый Баба-ах-иддин, который правил с 813-го по 802-й годы до н.э. и продолжил войну с ассирийцами. Закончилось всё предсказуемо.

В 802 году до н. э. новый ассирийский царь Адад-нирари III одержал решительную победу над войсками Вавилонии и халдейских государств Приморья. Он взял в плен Бау-ах-иддина и заключил с Вавилонией договор, на основании которого ассирийский царь становился «покровителем» этой страны. Этот договор утверждал выгодную для Ассирии линию границы, установленную ещё Шамши-Ададом V. Богатые дары были посланы в главные вавилонские святилища. Ассирийцы стали всячески подчёркивать культурное и религиозное единство двух народов. После этого в Вавилонии всё стало так печально, что после 802-го года ею управляли пять ноунеймов, потом 2 царя, имена, которых, во всей видимости, сохранились частично, а потом ещё два, о которых мало что известно. И так до халдея-узурпатора по имени Эриба-Мардук (ок. 769-761 до н.э.). И то, возможно, известно о нём стало, только потому что своим предком называл его царь Мардук-апла-иддин II (ок. 722-710 и 703-702 до н.э.), уже из IX-й Вавилонской династии.

Что касается Ассирии, то Шамши-Адад V правил с 824 по 811-й до н.э., и в искусстве позже долго перетирали тему его убийства супругой, Шаммурамат, которая стала регентом при их малолетнем сыне. Формально Адад-нирари III правил с 811-го года, но по факту он отстранил мать от управления государством только около 805-го, после чего правил самостоятельно долгих 22 года, вплоть до 783-го до н.э. Преемником его стал Салманасар IV (783-773 до н.э.). У Адад-нирари оказалось много детей, поэтому наследником Салманасара стал не сын, а брат – Ашшур-дан III (733-755 до н.э.), в правление которого всё так же не прекращались войны, особенно с усилившимся Урарту, и вдобавок ещё приключилась эпидемия чумы в 765-м году до н.э., потом ещё были восстания и вишенкой на пирожке солнечное затмение во всё том же 765-м. Короче, жизнь у людей была интересной. Но обычно недолгой.

В Египте Осоркона II в 837-м году до н.э., которого на троне предположительно сменил Шешонк III, правивший до 798-го года до н.э. Такелот II, внук Осоркона (ок. 840-817 до н.э.), правил либо тогда же, либо после Шешонка, но, поскольку время было смутное, то историки разводят руками. Но интересно то, что к правлению Такелота II относят начало «додекархии» в Древнем Египте, т.е. начало времени раздробленности и правления «двенадцати царей». Так что предлагаю остановиться на том, что в VIII-м веке до н.э. Египтом всё ещё управляли фараоны ХII-й династии. Хотя, видимо, не только они) Так что при попытке разобраться в подробностях, можно мозг сломать. Не хотелось бы.

А вот за Средиземным морем, к северу от Египта, начиналась движуха на территории нынешней Италии, которую уже облюбовали финикийцы (кстати, к 813-му году до н.э. они уже точно основали Карфаген), а чуть позже и греки (Сиракузы, например, основали примерно в 733-м году до н.э., а Сибарис в 720-м). Но в то же время там уже существовала условная Этрурия и город Альба-Лонга, возникший предположительно в 1152-м году до н.э., основателем которого называли легендарного Аскания, сына не менее легендарного Энея. Вот об их потомках и пойдёт речь в романе…

«Ромул и Рем» С. В. Житомирского

Время действия: VIII в. до н.э., ок. 771-753 до н.э.

Место действия: Альба-Лонга и другие города-государства региона, например сабинянский Курес (современная Италия)

Интересное из истории создания:

Сергей Викторович Житомирский (1929-2004) родился в семье эпидемиолога и микробиолога Виктора Житомирского, и приходился внуком русскому педагогу, филологу и журналисту Константину Григорьевичу Житомирскому, а сам по основной профессии был инженером-конструктором. С 1960-х годов работал в московских НИИ, в станкостроении конструировал промышленных роботов, в Институте механики МГУ даже имел дело с шагающими аппаратами и протезами верхних конечностей. В 1980-е годы стал ведущим конструктором Экспериментального НИИ (ЭНИМС) и специалистом по роботехнике.

Неудивительно, что писательская карьера у него началась с журналистики. Он публиковался в журналах «Техника – молодёжи», «Знание – сила», «Наука и жизнь». Опубликовал ряд статей по астрономии и технике в «Энциклопедии для детей». Свой первый фантастический рассказ «Зелёный мост» С. Житомирский опубликовал в журнале «Техника – молодежи» в декабре 1961 года. Ничего удивительного нет и в том, что потом он создал множество и других научно-фантастических произведений. Однако я с его творчеством свела знакомство на примере условно-исторического романа «Ромул и Рем» (или просто «Ромул»).

В какой-то момент С. Житомирский заинтересовался историей античной науки и, соответственно, древней историей в принципе, даже издавал научные статьи о науке в древнем мире. И в итоге написал три исторических романа – «Эпикур», «Властитель Египта» и, собственно, тот, что я выше упомянула. А ещё историческую повесть «Ученый из Сиракуз».

«Ромул и Рем» был издан в 2003-м году. Этот роман, как ни трудно догадаться, основан на истории легендарных основателей Рима из династии Сильвиев, правителей Альба-Лонги. При этом писатель явно опирался на труды античных авторов (Тита Ливия, Плутарха), причем как историков, так и просто поэтов, отрывки из произведений которых он поместил в качестве эпиграфов в начала глав. Условно-историческим я его называю, потому что существование реальных прототипов Ромула и Рема современными учёными ставится под сомнение. Однако… Рим-то всё-таки возник и кем-то был основан)

О чём:

Повествование начинается с того, что весталку Рею Сильвию, дочь царя Нумитора, уличили в нарушении обета. Во всяком случае, об этом говорит её интересное положение. Сама она, впрочем, всех вокруг уверяла, что не виноватая она, и «он сам пришёл». К тому же это не просто какой-то там мужик, а самый что ни на есть бог Марс. Такими вещами не шутят, и узурпатор Амулий, брат Нумитора, очень долго думал и сомневался, прежде чем принял решение – дать племяннице разродиться, а потом бросить и её, и её ребенка в Тибр на «божий суд», мол, если она не солгала, то бог спасет их (а если и нет, то они не при делах, никто в убийстве не виновен, а если и да, то все вопросы к божеству реки), а если солгала, то туда и дорога.

Любопытно, что у теперь-уже-не девушки, но всё ещё очень молодой Реи Сильвии нашлось немало сочувствующих. А некоторые ответственные лица прониклись сочувствие настолько, что, когда Рея родила аж двоих мальчиков-близнецов, решились на подлог, и в Тибр отправилась закрытая корзина с обманкой, а детей в другой корзине поместили под смоковницу у воды, где её, следуя одному доброму совету одного непростого человека в общине, нашёл пастух Фаустул и принёс домой, к своей жене, недавно разрешившейся от бремени очередной мертворождённой девочкой. Жену звали Аккой, и прежде она была представительницей одной из древнейших профессий, т.е. местные именовали её не иначе как лупой, «волчицей» (кто помнит про лупанарии, тот в курсе). На тот момент же она была вставшей на путь истинный матроной и очень не любила, когда муж напоминал ей о прошлом, хотя, возможно, сама никак не могла о нём забыть, и именно с ним связывали свои неудачи с деторождением. В любом случае своих детей у этой пары так и не появилось, но они всем сказали, что в ту ночь Акка родила близнецов, и их они растили как своих, хотя и знали правду об их настоящей матери.

Что касается матери, то сочувствующие и тут не остались в стороне, и молодую женщину по-настоящему связывать не стали, но в воду всё равно столкнули. Дальше по течению её должны были ждать «спасатели», о которых позаботился её отец, но всё пошло не по плану, и из воды Рею Сильвию вытащил совсем другой человек… А я на этом сохраню интригу)

Отрывок:

На самом деле я хотела вставить другой, но тут подумала, прочитала, что написала об Акке и Фаустуле, и не смогла удержаться: решила процитировать отрывок ближе к концу повествования, когда уже выросших парней предъявили жителям Альба-Лонги:

«…В толпе доброжелательно засмеялись. Амулий нахмурился:

— Хватит: пора разобраться с самозванством. По какому праву вы считаете себя сыновьями Реи Сильвии?

Рем предоставил отвечать Ромулу, зная, что у того лучше подвешен язык.

— Вскормившая нас достойная Акка Ларенция, — начал Ромул, — полгода назад перед смертью открыла нам, что как раз в осень суда Тиберина нас к ней младенцами принёс в корзинке её муж, почтенный Фаустул...

— Мы собирались его допросить, — сказал Амулий. — Но он сбежал, как видно, побоялся стать лжесвидетелем.

— Я здесь, — крикнул из толпы Фаустул.

Он двинулся к храму, прижимая к груди заветную корзину, и поднялся к судьям. Амулий сделал знак рукой и к нему подбежал человек в шлеме, в котором Ромул узнал командира стражи Сервия. Одними губами беззвучно царь произнёс проклятия и спросил:

— Ты, Сервий, был послан свершить суд Тиберина. Расскажи всё как было.

— Я готов. Гней Клелий передал мне закрытую корзинку весом примерно в десять мин. Я отвёз её к Тибру, принёс бескровную жертву Тиберину и отдал цисту ему на волю.

— Она утонула?

— Скорее всего, да. Но сам я этого не видел, корзинку сразу унесло течением.

— Все слышали? — грозно спросил Амулий. — Корзина утонула. Значит, перед нами самозванцы.

Но тут со скамейки советников поднялся Гней:

— Я был тогда на Тибре пару дней спустя. В те дни река была многоводной и вполне могла занести корзинку в какую-нибудь заводь, и, вернувшись в свои берега, оставить на суше. Ведь суд Тиберина не казнь, а передача решения божеству.

— Вы что, сговорились мешать мне? — рявкнул Амулий.

— Пора допросить Фаустула, — вмешался Нумитор. — Начинай, Манилий.

— Расскажи, как было дело, — обратился к Фаустулу Манилий.

— Жена родила мёртвую девочку, она очень горевала, груди её были полны молока. Я молился богам о чуде. Я нашёл корзинку с двумя младенцами и принёс домой. Потом я увидел на корзинке соединённые буквы «А» и «М», знак Амулия, и понял, что корзинка из дворцового хозяйства. Вот она, — пастух протянул цисту Манилию. — Посмотри сам, какая она старая: кожа покоробилась и треснула. Разве стал бы я хранить эту рухлядь, если бы близнецы были моими родными детьми?

Манилий стал разглядывать корзинку, а Амулий, сверля пастуха взглядом, потребовал:

— Выкладывай подробности. Где ты нашёл цисту?

— У воды, государь, под старой смоковницей. На ней ещё сидел дятел...

— Птица Марса! — крикнул кто-то в толпе.

— Ты сейчас скажешь, что он кормил близнецов червяками? — усмехнулся Амулий.

— Этого я не видел, государь, — ответил Фаустул, — зато видел, как волчица кормила их своим молоком.

— Сказки, — заявил Амулий и обратился к фламину: — Заставь его, Манилий, всё это повторить под нерушимой клятвой богу Правды.

Фламин положил корзинку на кресло, подошёл к алтарю, прошептал молитву, повернулся к Фаустулу и проговорил грозным голосом:

— Сейчас, пастух, ты принесёшь страшную клятву богу договора Семону Санку. Помни, одно слово лжи — и ты ослепнешь, или станешь паралитиком, или умрёшь на месте! Иди сюда.

Фаустул твёрдой походкой подошёл к алтарю.

— Накрой голову полой одежды и повторяй за мной.

Фаустул повиновался и вслед за Манилием повторил:

— Если я, Фаустул из Ференты, скажу неправду, да падёт на меня кара Семона Санка.

— А теперь клянись.

Толпа замерла. Фаустул, склонив накрытую полой голову, медленно заговорил:

— Что младенцев мне никто не давал, клянусь. Что нашёл цисту с ними у воды, под старой смоковницей, клянусь. Что видел на ней дятла, клянусь. Что видел, как их своим молоком кормила волчица, клянусь.

Фаустул откинул край плаща с головы и выпрямился, по его лицу струился пот. Собрание взревело, послышались крики: «Он сказал правду! Дети Марса! Утопили невинную!» Какой-то пастух пробирался через толпу к храму, расчищая дорогу бледной измождённой женщине в крестьянской одежде. Вот они подошли к возвышению, и женщина, пряча в складках платья правую руку, поднялась по ступенькам на возвышение…»

Момент с клятвой вызвал у меня усмешку, ибо так вышло, что старикан и впрямь не сказал ни слова лжи))

Что я обо всём этом думаю, и почему стоит прочитать:

И этот писатель, и книга стали для меня неожиданной и приятной находкой. Попадались в тексте опечатки, но написано очень хорошо. Возможно, мне помогло ещё и то, что по своей привычке я нашла вперед инфу о легендарных правителях той эпохи и случайно наткнулась на карту центральной Италии тех времен, поэтому у меня перед глазами было всё то, что описывал и упоминал Житомирский. Хотя пороги реки Аньен я так и не нашла)) Но он и их описывал.

В чём-то автор, несомненно, романтизировал и приукрашивал, например, Ромул вышел у него эдаким почти что Мэрисьюшным лапочкой)) Но не могу сказать, что это портит историю. Иногда приятно почитать о приятном молодом человеке, который стремится созидать и оберегать. При этом автору удалось не сорваться в крайности современной морали и преподнести черты характера данного персонажа как часть его прагматизма. С сомнениями, но этому веришь.

Хотя история повествует об исторически сомнительных событиях и персоналиях, тем не менее, дух эпохи и многие исторические реалии переданы верно. Что может разочаровать, так это то, что Житомирский оборвал свою увлекательную историю, по сути, на самом интересном месте)) Вроде бы и почему там не закончить, и в то же время знаешь, что было дальше, и хочешь узнать от автора и об этом. А он зажал. Я дочитала до этого места и очень удивилась, что уже всё, потому что в книге оставалось ещё страниц шестьдесят. Как оказалось, они были заняты романом под названием «Отцы-основатели» Альфреда Дуггана (или Даггана, 1903-1964), английского историка и археолога, который сначала повторяет ту же историю, а потом продолжает её. Так что, кто хочет фул, видимо, стоит прочитать. Я не успела, но, думаю, вернусь к этому произведению позже. В любом случае с романом Житомирского я однозначно рекомендую ознакомиться и тем, кто любит мифы и легенды, и тем, кто любит историю (особенно Рима и Италии), и тем, кто просто любит красивые истории о красивых во всех смыслах людях и о том, как они строили свою жизнь и меняли мир вокруг.

Прошлые посты искать тут:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей от 1 до 16 в конце:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

Перечень частей от 17 до 30:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 30. «Царь Давид»

Часть 31. История нашего мира в художественной литературе. Часть 31. «Кольцо Соломона» и «Суламифь»

Часть 32. История нашего мира в художественной литературе. Часть 32. «Финикийский корабль»

Часть 33. История нашего мира в художественной литературе. Часть 33. «На краю Ойкумены»

Часть 34. История нашего мира в художественной литературе. Часть 34. «Речи царств»

Часть 35. История нашего мира в художественной литературе. Часть 35. «Семирамида. Золотая чаша»

P.S. Писала сегодня торопливо, могла что-то упустить или где-то накосячить. Вежливо и обстоятельно об этом можно и нужно написать в коммах, если кто-то что-то заметил. Если срок, отведенный на редактирование, ещё не пройдет, обязательно исправлю.

Показать полностью 1

ВК ошибки но это участники нашего канала

VK ошибки но это участники нашего канала

Показать полностью 2

Кое что и ещё немного из моей жизни

1) помню какой то умник в моём подъезде решил выкинуть телевизор в мусоропровод, он застрял где то между 1 и 2 этажами, появилось объявление с просьбой мусор больше в мусоропровод не кидать,но людям было срать и за полтора месяца они забили его по 6 этаж,в итоге в доме развелось просто тьма тараканов, и везде ползали рыжие муравьи,а с мусоропроводом решили просто, прочистить его не смогли и его тупо заварили.

2) в детстве мы гуляли по крыше десятиэтажного дома, на крыше всегда валялась уйма интересных вещей. Мы находили огромное количество попрыгунчиков, штук 30 собрали,хотя чисто физически с земли невозможно было их так высоко кинуть,огромное количество зажигалок,находили лампы от огромных прожекторов,нашли пачку монтажных патронов и лупили их кирпичами и самая крутая находка это запчасти и башня настоящего танка, его детали придавливали заплатки с рубероидом, обычно просто руберойд придавливали кирпичами, но видимо в них был дефицит. Самое интересное, что башню танка просто никак невозможно было пронести через подъезд,значит танк был замурован на чердаке на этапе строительства. Пройдет ещё много лет,но у меня всё равно останутся к этому вопросы...

3) в 7 классе последним уроком была физ-ра,наш одноклассник нажрался или накурился какой то дури, постоянно в шамбале находился, что бы его не спалили и у класса не было проблем, мы этого овоща закинули на маты и сеткой сверху прикрыли. Физ-ра закончилась, но у физрука тоже был последний урок и он закрыл зал. Парень провалялся на матах до ночи,а следующий день была суббота, ему повезло,что кто то увидел его в окно и зал открыли,а то бы познавал азы прыжков и основы зож все выходные, а телефоны тогда были редкостью.

4) во дворе у моего друга распологались "компы". За 10-15 рублей можно было поиграть в Халфу,контру 0.9,гта 3, ещё много всего по коопу и просто в компанию. Не знаю как он договорился,но ему удалось протянуть от компов,которые были в цоколе высотки,себе домой кабель локальной сети. Через 2 улицы,через автостраду,по нескольким столбам шел почти километр кабеля. Миша почти не выходил из дома,ему было доступно всё, всё игры,вся информация,каждый раз он мог играть в комнатах с самыми разными людьми при этом бесплатно,он мог подключиться к серверу с сотнями гигов игр,картинок,видосиков,приколов,программ и читов. Каждый его день начинался с погружения в информацию которая была недоступна простым смертным. До общедоступного интернета должны были пройти ещё годы. Если даже сейчас выиграть миллион долларов,то по уровня счастья это будет несравнимо с уровнем счастья и уровнем зависти по отношению к Мише,тогда он был избранным, легендой,богом, моя первая мечта это мечта пожить его беззаботной жизнью.

Показать полностью

Может кто подскажет название или исполнителя композиции из видеоролика

Сила Пикабу, выручай! Пожилой человек попросил найти исполнителя или название композиции из видеоролика. Уж очень загорелся, посмотрев это видео. Без рейтинга.

Оливия Лайт. Пытаемся приблизиться к каноничному образу Великого Наблюдателя

Оливия Лайт. Пытаемся приблизиться к каноничному образу Великого Наблюдателя Арты нейросетей, Stable Diffusion, Девушки, Портрет, Original Character, Пурпурный, Длинные волосы, Крупный план
Показать полностью 1

Дорогие друзья, добро пожаловать в мой вязаный мир!

Меня зовут Альбина, 6 лет назад я научилась вязать крючком.
Начала с акриловой пряжи, а потом перешла на плюшевую пряжу, и на данный момент мною связано много милейших игрушек!
Сейчас я осваиваю в дополнение ещё вязание из трикотажной пряжи и шнура, но об этом чуть позже.
Приложу небольшое видео, это игрушки связанные в 2022 году.

Показать полностью

Метипред метилпреднизолон 4мг

Добрый день.
Ищем лекарство Метипред метипреднизолон, дозировка 4мг. Orion Pharma. Препарат, кажется, попал под санкции и пропал из аптек. Лечим им дочь, аутоимунное заболевание, принимать предстоит его ещё как минимум год, по одной таблетке в день. Аналоги не рассматриваем (т.к. малоэффективны) Назначения врача-ревматолога, рецепты имеются. Будем благодарны за любую помощь

Метипред метилпреднизолон 4мг Ищу лекарства, Санкционные товары
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества, авторов — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.

Отличная работа, все прочитано! Выберите