Серия «Алтайские тропы или пешком к Белухе. »

Алтайские тропы или пешком к Белухе. (Часть 4 - про местных)

Все ниже написанное- исключительно мои наблюдения.

Начну с одного эпизода, который произошёл в последние сутки похода, когда мы уже спустились и стояли на турбазе в Тюнгуре. Подходя к магазину, я увидела нашего руководителя, который сидел рядом на лавочке и увлечённо обсуждал что-то с мужчиной, который показался мне тоже руководителем группы наподобие нашей. Они обсуждали маршруты и, тот мужчина, заглядывая нашему руководителю прям в глаза спросил: "А ты поднимался?" И потом ещё раз: "Поднимался на неё?" Наш руководитель утвердительно кивнул, и тот махнув рукой, с досадой громко произнес: "А нам нельзя!", быстро поднялся и ушёл. Это был местный, алтайцам подниматься на Белуху нельзя, для них это священное место.

Алтайские тропы или пешком к Белухе. (Часть 4 - про местных) Горный туризм, Республика Алтай, Туризм, Традиции, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Собственно сам Тюнгур.

В Тюнгуре мы стояли на турбазе, которая принадлежала алтайской семье, и работала на ней вся семья, включая детей. Эта семья со стороны казалась очень дружной. Они все делали не торопясь и с улыбкой, как будто познали дзен. На этой турбазе можно поселиться в домиках, можно поставить палатку, и жить в ней, можно было сходить в баню, а ещё там кормили- у них было кафе, и кормили они очень вкусно. Вся эта алтайская семья периодически заседала на кухне и они все вместе что-то лепили или катали из теста.

Вообще сельское хозяйство на Алтае ещё не испорченно цивилизацией, и продукты очень вкусные.

Отдельно хочется рассказать про то как выглядят участки алтайцев. Сами дома вполне себе современные. Но на каждом участке есть аил. Аилы все разной формы и с разными крышами- покатыми или заостренными. Аилы используются по разному- у кого-то, как кухня, у кого-то, как спальня, у кого-то, как сарай.

Фото из интернета.

Сейчас их строят для поддержания традиций- из аила забирают невесту. На Алтае стараются соблюдать традиции, и об этом нам рассказали в местном музее.

Все алтайцы происходят из 12 родов, и жениться стараются на человеке из другого рода. Очень милый экскурсовод подробно нам рассказала про быт, мифологию и традиции на Алтае. Религия у них шаманизм.

Вообще Горный Алтай всегда был бедным регионом, потому что находился вдали от торговых путей.

Кстати, эти популярные пирамидки, которыми уставлен весь Алтай, изначально служили ориентиром для всадников, потому что тропы быстро зарастали травой

А потом мы зашли к местной "шаманше" с европейской внешностью, которая торговала изрядным количеством туристического сувенирного барахла.

И там я приобрела супервещь, которую всегда теперь ношу с собой и периодически подвисаю, играя на нем. Это комус- национальный алтайский инструмент.

Я такая опухшая из-за "горняшки", я ещё не знаю, что в ближайшие пару дней не смогу надеть кроссовки, потому что будут опухать уже и ноги.

Алтайские тропы или пешком к Белуха (часть 3- позитивная)

Уже прошли колени, и вообще, благодаря когнитивным искажениям в мозге, все уже кажется не таким страшным. В первых двух частях я разразилась прям негативом.

Алтайские тропы или пешком к Белухе

Алтайские тропы или пешком к Белухе. (Часть 2) Минусы похода

Ну и собственно было, на что пожаловаться. А теперь хочется написать про хорошее в походе, что помнится с трепетом, благодаря чему всплывают в сознании образы и, что заставляет пролистывать фоточки снова и снова. Про переходы я писала, а про радиалки нет. Было несколько мини походов из лагеря без рюкзаков. Первый к озерам, но мы дошли только до первого, т.к. ноги нещадно болели.

Алтайские тропы или пешком к Белуха (часть 3- позитивная) Республика Алтай, Поход, Горный туризм, Пеший туризм, Природа, Длиннопост

Зато какие виды!

Следующая радиалка была в долину Ярлу. Это типа место силы- там камень Рериха.

На камне "фанаты" Рериха нарисовали какие то символы, не понятные для нас непосвященных. Вся долина в схронах из камней. Один был разрушен- внутри лежала кукла. Вероятно народ туда с просьбами всякими ходит. На хребте можно увидеть Мать Природу.

Если присмотреться, справа можно различить профиль женщины- она и есть. Вокруг росли эдельвейсы. Не впечатлили.

Ещё был мини-поход к храму погибших альпинистов. Как раз оттуда была хорошо видна Белуха.

Мы стояли лагерем около реки Ак-Кем, каждый раз, когда я к ней спускалась, я не могла насмотреться на Белуху.

Она всегда была разная.

Вообще Алтай божественный.

И ещё я никак не могла перестать фотографировать цветы. Каких только не было!

В общем, Белуха навсегда останется со мной- я смогла, я дошла. Сейчас остались только хорошие воспоминания.

Если кому интересно, расскажу про местных.

Алтайские тропы или пешком к Белухе. (Часть 2) Минусы похода

Этот пост -продолжение Алтайские тропы или пешком к Белухе по просьбе подписчиков.

Пеший горный поход по Алтаю- это не просто прогулка. Те, кто думают, что это будет Боткинская тропа только в другой локации, сразу выкиньте эту мысль. В комментариях к предыдущему посту предположили, что в минусах будет вес рюкзака, но как раз к этому мы были готовы. Мы следовали всем рекомендациям руководителя и приобрели все необходимое по списку. Например, трекинговые ботинки, носки, палки и т.д. Но гамашей в списке не было, а они бы очень пригодились по такой грязи.

С нами не заключили никаких договоров, просто взяли деньги. Но тут мы сами лохушки.

Не было проведено никаких инструктажей. Как проходить ручьи я выслушивала от инструктора посередине ручья, когда уже чуть не плакала.

Ручьи, хотя некоторые из них напоминали горные реки, мы переходили без страховок. Моё сердце никогда сильнее не билось, чем тогда, когда я переходила одну реку/ручей по двум незакрепленным качающимся бревнам. Если бы я упала в воду, то в лучшем случае были бы тяжелые травмы. Про худший лучше не думать. Типа того.

Алтайские тропы или пешком к Белухе. (Часть 2) Минусы похода Горный туризм, Пеший туризм, Республика Алтай, Алтайские горы, Поход, Длиннопост

Насчёт мытья. На турбазе "Высотник" мы смогли попасть в баню на 40 мин всего за 800р. Мыться в реках мне не в первой, поэтому я надеялась , что если в программе указано "купание в относительно тёплой воде", то я эту возможность не упущу. Но оказалось, что это горная река, и вода тёплая относительно ледника.

На все претензии руководитель просто отшучивался.

Ни я, ни моя подруга не учли "горняшку". У меня сильно опухало лицо, а у моей подруги были симптомы отравления.

Я тут, конечно, ною и жалуюсь, но надеюсь эта информация окажется кому-нибудь полезна.

Закончу пост на позитиве. Горный Алтай божественно красив.

Про это в следующем посте.

Алтайские тропы или пешком к Белухе

Привет всем активным и пассивным туристам. Этим летом я наконец-то осуществила свою давнюю мечту- пошла в пеший поход по Горному Алтаю. Предварительно я несколько лет отслеживала туристические группы в вк с предложениями разного рода путешествий: пеших, конных, авто и т.д. Выбирала маршрут, отталкиваясь от удобных мне дат. Параллельно массовала с собой подружек. Из всех нашлась только одна такая же долбанутая, но оказалась прям бойцом и отличным товарищем. В конце июня мы на Победе жолетели до Барнаула, где планировался сбор группы. Мы готовились к встрече, где нам все расскажут и проведут хоть какой-то инструктаж. По факту, нам в установленном месте просто выдали консервы и продукты. В гостинице мы перепаковали рюкзаки и пытались морально настроиться. Переезд на автобусе до посёлка Тюнгур занял около 15 часов. Переночевали мы в палаточном лагере рядом с рекой Кучерлой. На следующий день нас на "шишигах" перевезли через перевал, и начался треш. Если есть ад на земле, то это Алтайские тропы.

Алтайские тропы или пешком к Белухе Республика Алтай, Горный туризм, Пеший туризм, Туризм, Длиннопост

Лесные тропы это грязь , корни и камни. На камни и корни наступать нельзя- он скользкие, хотя кажутся крайне комфортными, но не стоит, я многократно подскальзывалась. Рюкзак (20 кг) добавлял неустойчивости, приходилось постоянно балансировать. У меня был страх, что я упаду лицом на камень и выбью себе зубы. Тропы достаточно узкие. Чтобы пропустить встречных туристов, надо сходить с неё в лес. Иногда тропа просто становится ручьём, и ты идёшь по руслу ручья, можно идти достаточно долго, главное- не пропустить выход на тропу.

Мы шли вдоль реки Ак-Кем (Белая вода), и тропа могла выглядеть так.

Надо проверять каждый камень, прежде чем на него наступить.

Время от времени приходилось просто лесть по валунам. На следущем фото видно, как тропа походит к камням, а потом снова начинается. Камни могут быть очень скользкими.

В общей сложности я прошагала с рюкзаком около 50 км. Ну и 30 без рюкзака в радиалках. Тропа шла вверх-вниз, поэтому колени я себе "убила".

Таких долбанутых, как мы на маршруте к Белухе просто толпы- нам надоело со всеми здороваться, оказывается так принято у туристов. И с детьми ходят, и по одному.

Если пост зайдёт, напишу про Белуху и природу Алтая, т.к. фоток я наделала исчерпывающее количество. Могу написать про минусы похода, как предупреждение, тем кто собирается на Алтай.