2\2 С острова Пасхи на Шпицберген. Реюнион Кон-Тики 2
В этом посте продолжение рассказа о путешествии команды экспедиции Кон-Тики 2 в Пирамиду. Кон-Тики 2 – экспедиция на плотах через Тихий океан (2015-16гг), в которой мне посчастливилось участвовать. Шпицберген – норвежский остров, на котором последние три зимы я работаю гидом-проводником. Пирамида – заброшенный советский шахтёрский поселок. Первую часть можно найти в моём профиле.
Так. Ну, на чём я остановился. Утром по моей просьбе к нам присоединился мой коллега Даниил – гуру снегохода, зимовавший на острове уже шестую, вроде бы зиму. Взял я его не случайно: в этот раз мы собирались в Сканскую бухту. В начале первого поста я говорил, что Пирамида труднодоступная и отдалённая. Так вот. Сканская ещё дальше и ещё больше в жопе. Если по какой-то причине там встаёт снегоход, то его там и бросают, и забирают летом на барже. А это прям отдельная экспедиция. Водитель мертвеца хоть и наказан, но не ждать же ему лета. Он садится пассажиром на свободное заднее сидение одного из оставшихся живых снежиков.
Сканская - одно из живописнейших мест на острове, но главная его прелесть в том, что это реальная глушь. Ни одна компания на острове не возит туда туристов. Мы сами ездим туда в лучшем случае пару раз в сезон, да и не всякий год. Поскольку бухта тихая и шум снегоходов редко сюда долетает, это идеальное место для того чтобы попробовать встретить белого медведя. Медведи на Шпицбергене имеют куда больше прав, чем люди. Норвежское законодательство защищает их самих и среду их обитания, но пока остаются безопасные и для людей и для медведя способы увидеть короля Арктики в его естественной среде. Когда я говорю про безопасный способ, я имею в виду со снегохода, с расстояния не менее 300 м, не привлекая его внимания. Дроны для съёмок медведей запрещены.
Также, когда группа находится в месте потенциального появления медведей, я ношу на плече заряженное ружье и сигнальный пистолет. Хотя, прямо скажем, я не уверен, что одного патрона из винтовки хватит медведю, а вот времени для второго выстрела почти сто процентов не хватит мне. Словом, лучше наблюдать за ним издалека, и в случае его интереса просто разворачивать лыжи и валить откуда приехал.
Так вот: почему именно Сканская бухта – излюбленное место медведей? В начале весны, если не лютуют ранние шторма, бухта покрыта морским льдом, на котором отдыхают нерпы – основная кормовая база для медведей. Медведь может сутками лежать у лунки и ждать, когда нерпа высунется на поверхность, или подкрасться, пока она лежит на плавучей льдине. Спокойнее бухты в снегоходной доступности не отыскать. Кстати, когда мы с Даней пробивали первопроход в начале сезона, мы видели свежие следы, так что у нас определенно были неплохие шансы.
Вообще, увидеть медведя – невероятная удача. Я сам вижу их не чаще 3-5 раз за сезон, но мы были полны надежд. Торгейр, кстати, недавно купил небольшую старенькую яхту, которую назвал Nanoq, что в переводе с гренландского означает полярный медведь. О ней, я тоже как-нибудь расскажу, когда доберусь до поста о следующем реюнионе. Короче, для Торгейра встреча с медведем была особенно важна и желанна.
Пока malakas собирали свои термоса, дополнительные тёплые вещи, фотоаппаратуру и прочее, я залил баки по горлышко и скинул с саней всё лишнее кроме аварийного ящика. В пути к Сканской, в узких каньонах тяжёлые сани имеют свойство застревать и настолько выматывать водителя, что либо приходится их бросать и подбирать на обратном пути, либо поворачивать обратно, так и не достигнув цели. Вообще без саней тоже ничего не выйдет, потому что без аварийника так далеко я не сунусь. А вот легкие санки – самое то. Кроме того, я лишний раз проверил лопаты и топор – инструменты для ручного изменения рельефа с целью улучшения проходимости.
Стартовали. Каньон и правда местами перемело, а местами ветром вычистило снег до лысого льда протекающего по дну ручья, так что и лопаты и топор пригодились. Топором на льду вырубаются насечки, чтобы гусеница снегохода цепляла поверхность без проскальзывания, а лопатой буквально прокапывается проход в тех местах, где снежный надув невозможно проехать в седле. Когда работаешь в семь пар рук это не очень утомительная задача, но главное препятствие было впереди. Больше всего меня настораживал затяжной спуск в узком каньоне, уже на самом подъезде к бухте. Даже не столько спуск, сколько подъем, который нам предстоял в обратную сторону. Как раз из-за него этот маршрут и считается таким сложным, ведь как и для кошки, которая залезла на дерево, это только половина дела.
Во избежание того, чтобы прилипнуть всем вместе, Дане пришлось взять спутниковый телефон и съездить на разведку, пока мы оставались наверху. Рассчитывая на то, что его не будет минут 15, Хокон тут же распаковал дрон, но Даня вернулся достаточно быстро. Он вообще довольно уверенно сидит в седле, и не может ездить на снегоходе разве что вверх ногами, хотя и это он, скорее всего, просто не пробовал. Путь был свободен и проходим в обе стороны. Осторожно, но без лишней траты времени мы свалились в долину, и нашим глазам предстала одна из жемчужин острова.
К сожалению, сомневаюсь, что фотки вообще способны передавать величие острова. Что же касается Сканской, это вообще вряд ли возможно. Некоторое время мы все просто стояли и впитывали глазами первозданную, дикую мощь природы, застывшую в звенящей тишине. Птицы, гнездящиеся весной на отвесных кручах по сторонам долины, ещё не прилетели на свои базары, так что слышалось лишь дыхание морского льда. Когда льдины, дрейфующие на пологих волнах, трутся друг о друга, они издают звук напоминающий ворчание какого-нибудь мифического гиганта, и одновременно скрип огромных ржавых дверных петель.
Подождав, пока malakas немного насытятся видами, я зарядил винтовку и перевесил ее за спину. Мы достали бинокли и оглядели ближайшие рубежи. Никого не обнаружив, завели снегоходы и медленно двинулись дальше вдоль берега. Примерно на том же месте, где и в первопроход, мы нашли свежие отпечатки лап и свежий мокрый, не успевший замерзнуть, след, где он скользнул в воду. Поднявшись чуть выше, мы долго и жадно пялили глаза в бинокли, но так не увидели того, за кем приехали. Что ж, в этот раз хозяин острова решил не показываться. Мы ждали долго, но с уверенностью можно было сказать, что медведь учуял выхлоп снегохода и не появится рядом, пока люди не уйдут.
Зато, поскольку команда подобралась сильной, а погода располагающей, решили попробовать вернуться другим путём, заехав на одну из местных вершин, которую в нашей компании мы называем пиком Коммунизма. Подъём от бухты прошёл без приключений, разве что в нескольких местах пришлось поработать лопатами, и включить пониженную передачу, а вот на заезде на пик Коммунизма случилось ДТП. Перевалив через очередной подъём, мы медленно ползли по плато, окружённые такими видами, что сердце замирало в груди. Хокон поднял руку, предупреждая об остановке, и остановился достать камеру. А Эстебан, шедший следом со скоростью не больше 15 км\ч, был настолько захвачен пейзажем, что приехал ему ровно в багажник. К счастью, никто не пострадал. Я имею в виду людей. Бедняге-снегоходу же досталось по полной.
Дело в том, что снегоход не задумывался для того, чтобы приезжать мордой в какие-либо препятствия, так что эта самая морда в основном закрыта пластиковыми щитками. Пластик на морозе дубеет и теряет эластичность, так что, получив даже незначительный удар, он взрывается первоклассным салютом, сулящим ощутимые затраты. Помимо всего пластика под замену пошёл и воздухан, а также уехал в сторону контур воздушного охлаждения. Если мы не хотели добить снегоход, то заводить его было нельзя. Иначе, пластиковые осколки, по сути, пыль, могут попасть в контур забора воздуха и похоронить ещё и движок.
Хорошо, что произошло это в 300 метрах от вершины, и пока malakas фотографировали окружающие вершинки, лежащие под ногами, мы с Данилом закрывали снесенную морду и пробитый воздушный контур чехлом и лишней одеждой. Я перекинул свои санки Дане, а вместо них, на буксировочном тросу прицепил мертвеца. Эстебан же уселся к Хокону. Его страховой компании предстояло много работы, но хотя бы, не ему самому пришлось платить за разбитый снежик. Хотя, конечно он и расстроился, что в один момент стал пассажиром.
На Пирамиду мы вернулись не поздно, так что даже осталось время походить по заброшенным зданиям. О них можно тоже рассказывать довольно долго, но лучше я оставлю это на пост о Пирамиде. Пожалуй, только стоит сказать, что среди прочего мы зашли в культурно – спортивный комплекс – одно из зданий, которое тоже плюс-минус используется в туристических целях и поэтому, отапливается (по ощущениям, примерно до +10). А ещё, как и в отеле, там есть электричество.
От души погоняв в баскетбол в пустом зале, мы перешли в концертный, где Девид поднялся на сцену и исполнил на пианино 80х годов одну из традиционных ирландских баллад Ride on, которую Эстебан потом взял саундтреком к своему мини-клипу о поездке.
Ну а на следующий день, мы снова заправили снежики, и двинули в обратную сторону тем же треком, каким пришли, только таща на веревочке мертвый снегоход. По пути домой, на знакомом треке Торгейр, Пол и Девид снова начали безобразничать и гонять, чем порядком, блять, меня выбесили! Но это не вылилось ни во что, кроме ставшей культовой шутки: «Malakas – the worst fucking group ever!»
Обратный путь описывать нет смысла, скажу лишь, что поездка помогла нам всем вновь ощутить единение, которое было на плоту. После долгого перерыва, наша команда, хоть и частично, снова в сборе и готова к приключениям. И они не заставили себя долго ждать.
Следующий пост о плавании на лодке Торгейра Nanoq, в холодных и бурных водах северной Атлантики!
Буду и дальше выкладывать здесь сомнительные солёные и студёные истории. Их есть у меня. И я надеюсь, по крайней мере, до сезона, радовать ими регулярнее, чем до сих пор.