Всё началось 30 июля прошлого года, когда мне пришло предложение принять участие в Конкурсе Ювелирного Искусства "Россия. XXI ВЕК» (2021 г.), проводимого федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее ГОХРАН). Каким образом они узнали мою почту для меня до сих пор загадка.
"Хм... Почему бы и нет!" - на свою голову подумала я.
Первым делом села отчитывать Положение о Конкурсе и Правила Конкурса:
В Целях Конкурса указано: "Поддержка развития российского ювелирного и декоративно-прикладного искусства.", "Содействие раскрытию творческого потенциала мастеров-ювелиров и авторов декоративно-прикладного искусства."
А также: "В Конкурсе могут принимать участие российские ювелиры, дизайнеры, авторы декоративно-прикладного искусства"
Вместе с этим, в Правилах Конкурса сказано:
Видя явственное противоречие, решаю уточнить и задаю вопрос организаторам о допустимости НЕ драг. металлов:
То есть, либо товарищи в Гохране не знают, что означает термин "декоративно-прикладное искусство", либо (как в большинстве казенных "конкурсов") все положения писались левой пяткой. Другого объяснения у меня нет. Ну, ок. Пусть будет серебро.
Еще один прекрасный организаторский ляп:
Из Правил Конкурса: "п. 4.11. Организационный комитет Конкурса связывается с Заявителями в срок до 18 января 2022 года и информирует их о прохождении во второй этап Конкурса. п. 4.12. Участники Конкурса, прошедшие во второй этап Конкурса, обязаны в срок с 18 до 19 января 2022 года самостоятельно осуществить доставку изделий в Гохран России по адресу: г. Москва, ул. 1812 года, д. 14."
То есть, в случае, если ОргКомитет связывается с Заявителями 17 января (не нарушая Правил):
а) участник конкурса должен жить\находиться исключительно в г. Москва (что является географическим цензом и неравноправием участников);
либо
б) участник каким-то образом ровно за 1 день должен прислать работу из любой точки страны.
Далее сажусь отчитывать законы о драг. металлах и драг. камнях...
Стало совсем весело: если я,
холоп физ.лицо, в своём стремлении внести вклад в ювелирное искусство земли русской, захочу сделать на выставку изделие из серебра, то мне необходимо ип\юр.лицо. В ином случае я не имею права что-либо делать с драг.металлом, что меняет его физико-химические свойства (самостоятельно лить, прежде всего)
Понятие "художник-ювелир" из законов о драг.металлах убрано совсем. Пробирная палата с физ.лицами не работает, а именник на серебряном изделии до сих пор обязателен.
Заметим: про продажу речи не идет. Так же заметим, что согласно постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2006 г. № КГ-А40/7525-06: «Творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности». И еще: согласно ст. 2 Гражданского Кодекса РФ, предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Итак, свобода творчества? Не, не слышал.
То есть, моя задача сделать изделие из серебра, не отрывая его от ботвы не прикасаясь к серебру. Сажусь лепить мастер модель из пластика. Муж смастерил что-то типа скульптурного поворотного столика.
Лепила чуть больше месяца, подходами. Изделие предполагалось подать в номинацию "Образы великих деятелей культуры России XVIII – XX столетий в медальерном искусстве". (На самом деле, на Конкурс я подавала два изделия, но остановлюсь только на балерине, чтобы не перегружать пост)
Изделие я сопроводила таким эссе: "Форма изделия была выбрана не случайно: отсутствие рамок символизирует свободу движения, рушит оковы медальерного канона и возвращает нас к тому периоду истории, когда композиция медалей ещё не замкнулась в застывшем круге".
Далее мы сняли силиконовую форму. Началось самое интересное: восковка. Вытащить целый воск, не отломав руку и, особенно, пальчики из силикона получилось раза с шестого. Никаких инжекторных установок для воска у нас нет, лили методом открытой формы. Пример бракованных восковок:
Когда, наконец, идеальная восковка получилась, встал вопрос о литье серебра. Новосибирск - город маленький, все друг друга знают) Нам посоветовали самую лучшую контору с самым лучшим литейщиком, с самым лучшим прибором с аргоновой защитой сплавов от окисления. Всё это оказалось правдой и отливка действительно удалась с первого раза. Ребята от своей фирмы отдали изделие в Пробирную Палату, на изделие было поставлено клеймо и их именник (а своё имя я иголочкой выгравировала на этапе восковки).
Все необходимые документы я собрала, подала заявку на Конкурс в положенный срок.
10 января мне приходит ответ:
Надо пояснить, что согласно Положению, Конкурс проходил в 3 этапа:1 этап - отбор заявок. То есть изделия оцениваются удалённо, "по фотографии". Происходит сверка всех необходимых документов и проч.
2 этап - оценка изделий уже непосредственно в ГОХРАНЕ.
3 этап - объявление победителей.
То есть, мои изделия оказались настолько плохи, что мне даже не дали шанса продемонстрировать их комиссии "вживую".
Ну, ок. Так как мне, как автору, крайне важно понять, что именно мне необходимо улучшить в изделиях, над чем поработать - я попросила дать мне "обратную связь", рецензию. Мне это особенно ценно еще и потому, что в жюри присутствуют уважаемые мною искусствоведы.
Я ждала с 11 января по сегодняшний день. Сегодня повторила просьбу.
То есть, это надо понимать как "мы Вам не скажем, что не так, а если хотите посмотреть протоколы, приезжайте в Москву в условиях коронавируса"?.
Написала письмо в Министерство Культуры, кратко изложив все события и закончив письмо такими словами:
"Я, честно говоря, не знаю, что и думать: конкурс представляется абсолютно непрозрачным и закрытым уже на этапе отбора заявок. Какой смысл заявлять в Целях Конкурса "Поддержку развития российского ювелирного и декоративно-прикладного искусства; Содействие раскрытию творческого потенциала мастеров-ювелиров и авторов декоративно-прикладного искусства; Открытие новых имен в национальной ювелирной отрасли." если уважаемое жюри, куда входят именитые искусствоведы, не может дать краткую рецензию авторам? (Хотя бы по запросу авторов).
Насколько корректно отбирать ювелирные изделия по фотографиям? (Это ведь не фотоконкурс. Мастер ДПИ или мастер-ювелир совершенно не обязан быть еще и мастером-фотографом.)
Прошу Вас при дальнейшей поддержке Министерством Культуры Российской Федерации этого мероприятия добиться внесения следующих изменений (с отражением изменений в Положении о Конкурсе и Правилах Конкурса):
1. Необходимо чётко определить, является ли это мероприятие Конкурсом декоративно-прикладного искусства в целом или же Конкурсом исключительно ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. В целях обеспечения прозрачности и открытости Конкурса, противодействия коррупции и обеспечения равноправия всех Заявителей, обязать организаторов Конкурса публиковать в общем доступе заявки поэтапно, начиная с подачи заявок, заканчивая подведением окончательных результатов. А также обеспечить публикацию в общем доступе протоколов заседания жюри.
3. Для обеспечения выполнения Целей Конкурса добавить в работу членов жюри обязательное рецензирование работ.
И возможность авторов знакомиться с рецензиями.
"
Буду ждать от них ответа. Хотя я совершенно не верю, что что-то изменится, но такое отношение к авторам от казённого учреждения тоже молча не могу переносить.
П.С. Сколько Вы знаете современных российских ювелиров 5, 10? Это в лучшем случае. Мало того, что ювелир-художник, мастер-одиночка вышвырнут за борт легального поля и вынужден работать с цветными металлами, а не с драгоценными (как, на пример, потрясающий ювелир Николай Суслов), что для родины Овчинникова, Рюкерта и Фаберже является просто позором.
Так и подобные непрозрачные мероприятия (проводимые, полагаю, за общественный счет? Не частное же учреждение) убивают всякое желание заявлять о себе в своём Отечестве впредь.
Очень обидно когда вот так от тебя отмахиваются.
Спасибо, что дочитали до конца.