Великий уравнитель (4)
Заканчиваем знакомиться с книгой Вальтера Шайделя "Великий уравнитель".
Ссылки на предыдущие части: 1 2 3
В предыдущих частях автор анализировал уравнивающее влияние искусственных и естественых катастроф. Он пришёл к выводу, что действие напрямую связано с величиной жертв, страданий и лишений. А что было, когда правители, не доводя до катастроф, пытались сами перераспределить доходы и их источники? Вальтер скептичен на этот счёт. Начал он с земельных реформ. Чаще всего реформы эти были встречены сопротивлением элит и оказались "разбавлены" до такой степени, что их действие было нивелировано или даже приводило к дальнейшему росту неравенства. Красноречивым примером служит отмена крепостного права в России в 1861 году. Тогда крестьянам было позволено владеть своей землёй. Но не за "спасибо", а за выкуп. На "освобождённого" крестьянина вешался кредит в 6% годовых в размере до 80% стоимости угодий. Неудивительно, что спустя почти полвека во владении крестьян находилось всего 3,5% земли. И лишь только после того, как стали массово жечь помещичьи имения в 1905 году, остатки по кредитам были прощены. К началу Первой мировой свыше половины земель отошло крестьянам. И всё равно распределение земли и имущества позволяло говорить не о сократившемся, а о выросшем разрыве в благосостоянии между богатыми и бедными. Похоже дело обстояло и в Испании и Пруссии девятнадцатого века. Обратившись к веку двадцатому, автор видит, что часто действие реформ было короткоживущим или было скоро обращено, как это было в Гватемале, Никарагуа или Болгарии с Румынией до войны. Только в редчайших случаях мирная земельная реформа приводила к выравниванию, как в Сербии после обретения независимости от Османской. Тогда дело облегчалось тем, что делились земли, конфискованные у уходящих турок. Это было исключение, подтверждающее правило. Согласно которому элита всегда урвёт свой жирный кусок при реформах, проводимых ею же.
Похожую ситуацию констатировал автор и в при отмене долгов и эмансипации. Неудивительно: если неравенство в доходах сохраняется, то величина долга или правовой статус не играет роли: новый долг нарастёт сам собой. Или вот возьмём отмену рабства в девятнадцатом веке: где бы в Новом Светени ни было мирным путём отменено рабство, неравенство не снизилось. Казалось бы, бывшие рабовладельцы должны бы понести значительные материальные потери, но нет: им была предложена значительная материальная компенсация из казны, пополнять которую должно было всё население. И только тогда, когда рабы получали свободу в результате каких-то кровавых событий, как это случилось в Бразилии или в Гаити - тогда компенсация предусмотрена не была, и неравенство снижалось.
А что же экономический кризис? При нём казалось, бы, богатым больше терять, или? Увы. При сохранении сложившегося порядка и условий распределения экономического дохода всё остаётся так, как есть. Пусть бедные меньше теряют по отдельности, но и количество бедняков намного больше, и если просуммировать, получится, что выравнивание весьма скромно, а если кризис банковский - тогда неравенство даже возрастает.
Может тогда посмотреть в сторону демократии как справедливой формы правления? Если народ сам выбирает себе правителей, неужели он не может предотвратить приход к власти деятелей, которые позволяют обогащаться лишь элите? Тоже увы. На данный момент исследователями не было обнаружено значимой взаимосвязи между демократической формой правления и величиной неравенства в стране. Те преобразования, которые были претворены в жизнь демократиями и привели к уменьшению неравенства, являлись результатами войн и других насильственных событий. Автор приводит в пример профсоюзное движение, которое определённо позволяет расти доходам трудящихся. Ведь оно набрало силу не когда-нибудь, а во время войны. И теряет силу потом, в чём мы можем убедиться и сегодня.
А вот есть ещё вот какая идея, высказанная ещё в далёком 1954 году Саймоном Кузнецом: да, на начальном этапе развития капитализма неравенство растёт, но потом, по мере роста благосостояния общества, уменьшается.
Ещё раз увы! Предположение это, имеющее основания в послевоенные годы, не выдержало проверки временем. В настоящее время неравенство продолжает расти вместе с благосостоянием практически повсеместно. Об этом говорил ещё Пикетти в своём фундаментальном труде "Капитал в XXI веке".
Автор иллюстрирует тщетность попыток снизить неравенство мирным путём на примере Латинской Америки - там в последние столетия не было крупных войн, эпидемий и прочих катастроф, а также имеется приличная статистика. В результате получается, что, несмотря на небольшие временные падения, неравенство на континенте растёт уже долгие годы.
Коэффициент Джини в Латинской Америке по различным выборкам стран.
Сдвиг влево, имевший место в нулевых годах, как и подозревал Вальтер в 2015 году, не получил долговременных последствий. Аргентина, Бразилия, Боливия потеряли свои левые правительства. Империя нанесла ответный удар. Параллельно с этим "поправением" предсказуемо снова станет расти разрыв в благосостоянии.
Единственным средством, надёжно снижающим неравенство, автор называет развитие системы образования, позволяющее беднякам "выходить в люди" и получать приличные деньги. Но и в этом случае, как и при росте профсоюзов, Вальтер привязывает такое развитие к разрушительным шокам двадцатого века. Более того, рынок специалистов с высшим образованием узок, и их перепроизводство предсказуемо снижает их доход.
Получается, что относительно недавним снижением неравенства человечество обязано двум мировым войнам. Что было бы, если бы их не случилось? Хоть история не терпит сослагательного наклонения, Вальтер спрогнозировал четыре возможных сценария и на этот случай, ведь мы уже семь десятков лет живём как раз в условиях относительной стабильности. Базой для его выводов служил тот факт, что в течение всей предшествующей истории спокойное поступательное развитие производства и экономики сопровождалось ростом неравества. Кто-то станет утверждать, что рост неравенства неизбежно вызвал бы социальные конфликты и войны, но на это автор отвечает, что если Великую Французскую революцию и можно записать на этот счёт, то в той же Британии девятнадцатого века, имеющую рекордный уровень неравенства, всё было спокойно. Я бы с ним в этом случае поспорил. Если для революции или войны имеются объективные причины, далеко не факт, что она неизбежно произойдёт. Ведь есть ещё субъективные обстоятельства. Есть в конце концов три ленинских признака революционной ситуации.
Но вернёмся к сценариям Шайделя. Согласно первому неравенство в двадцатом веке держалось бы на более-менее постоянном уровне, как и раньше. Однако история человечества в недавние годы могла развиваться не по тем законам, по которыме развивались аграрные общества, начиная с древних лет. Быть может, с ростом сознательности, человечество само нашло бы в себе силы распределять плоды прогресса более равномерно. На этот счёт у автора заготовлен оптимистический сценарий, связанный с ростом образования и социальных систем. Я бы назвал этот сценарий мечтой социал-демократа. Надо признать, что определённый прогресс в этом направлении был достигнут и до начала Первой мировой войны. Однако если обратиться к опыту стран, не участвовавших в войне, как то США или Японии, оптимизма поубавится. Автор также не видит причин, по которым элиты согласились бы делиться богатствами по своей воле. Глядя на то, что происходит в наши дни, когда богатейший процент населения получает всё новые поблажки по налогам или вообще прячет средства в офшорах, нельзя с этим не согласиться. При таких обстоятельствах от оптимистического сценария остаётся лишь его тень. Такой вариант развития событий, когда неравенство снизилось бы, но ненамного, идёт под третьим номером. И даже это для Вальтора слишком оптимистично. Силы выравнивания слишком слабы, и вероятнее было бы, если бы неравество, снизившись вначале, снова вернулось на прежний уровень под влиянием сил, действующих как раз в настоящее время в процессе глобализации и торжества финансового капитализма.
На основе анализа статистики автор приходит к выводу, что последних полсотни лет человечество живёт в условиях всё возрастающего неравенства. Оно растёт почти повсеместно: и в развитых индустриальных странах Запада, и в бывших соцстранах. Лишь с беднейшими странами вопрос неоднозначен, и это объясняется тем, что когда доходы низкие, средств, которые можно было бы отнять у бедняка, не уморив его голодом, тоже мало, и потому потенциал для роста богатства элиты низок, как и потенциал для роста неравенства. К этому добавляеся ещё плохой уровень статистики в этих странах. Такая ситуация не вызывает удивлений. Движущие силы этого процесса остаются в действии: это экономическое развитие и хищное поведение сильных мира сего. К этом некоторые исследователи добавляют недостаточную доступность образования, глобализацию, плоды которой тоже неравномерно распределяются. А ещё есть демография. А вот ещё один весомый фактор: политика правительств, формируемых в условиях буржуазной демократии под влиянием щедрых пожертвований в избирательные кампании. Кто платит - тот потом и заказывает музыку. Или рост зарплат: этот механизм действует и через более высокую отдачу от образования, и через рост корпораций, и тогда, когда высший менеджмент, пользуясь отсутствием контроля, сам себе завышает доход. Ну и, конечно, не стоит забывать про доход с капитала, который вследствие неравномерности доходов, концентрируется и растёт у богатейших слоёв населения.
Задумываясь о будущем, автор слегка утешает читателя, что при текущем богатстве общества неравенство может быть гораздо выше, чем есть сейчас. Бедное общество физически не может позволить себе высокий его уровень - бедняки вымрут. Потому если говорить об эффективном неравенстве, то оно не столь уж и высоко, как могло быть. На Западе процесс сдерживается наличием системы социального страхования, но появились риски, которые ставят будущее этой системы под вопрос. Это во-первых старение населения, а во-вторых - иммиграция. Ещё один важный фактор, определяющий будущее - это автоматизация. Искусственный интеллект способен оставить без зарплаты миллиарды человек. Если вспомнить ещё о генной инженерии и применении её для улучшения уже самого человека, то картины будущего, в котором "прокачанные" будут соседствовать с "натуралами", вызывают ещё более мрачное впечатление.
Современные левые предлагают различные способы, как можно было снизить неравенство на планете. В первую очередь предлагается налогообложение сверхдоходов и богатств. Плюс повышение доступности образования. Плюс бесплатное здравоохраниние. Плюс безусловный социальный минимум для каждого. Плюс облегчение банкротам. Ну и ещё бороться с засильем монополий. А ещё - установить минимальную зарплату по всему миру, А ещё - обеспечить подлинную демократию путём государственного контроля СМИ. Ну что сказать... Проблема - не только в том, что эти цели в современных условиях практически недостижимы, но и в том, что даже если представить себе, что богатейшему 1% удвоили налоги на доход, да ещё и заставили платить за имущество - даже при этом уровень неравенства хоть и упадёт, то ненамного - до уровня примерно конца семидесятых годов.
А что же всадники Апокалипсиса, придут они? Вряд ли. Война перестаёт быть массовым мероприятием - воевать будут небольшие армии наёмников, сопровождаемые мириадами дронов и роботов. Ядерное оружие будут опасаться применить как сейчас, так и в будущем. Сама вероятность смерти от насилия непрерывно снижается, и продолжающееся старение населения подводит к мысли, что человечество становится менее кровожадным. Революции со сменой строя вышли из моды. Развал государства можно представить себе лишь на периферии цивилизации: слишком сильна и мощна современная государственная машина. И даже там, где этот развал случается, часто он сопровождается гражданской войной - явлением, чаще всего не приводящим к большему равенству. Остаются эпидемии. Хоть потенциал для них и вырос ввиду роста населения, дефорестации и опасности биотерроризма, но с одной стороны для выравнивающего эффекта нужна смерть сотен миллионов человек, что трудно себе представить в современных условиях, а с другой стороны медицина тоже не стояла на месте все эти годы. Далее, трудно сказать, что всё сложится так, как было в Западной Европе после чумы в средние века. Элита может ввести новое крепостное право или попросту заставить работать роботов. Одним словом, всадники Апокалипсиса ушли, и ушли навсегда. Всяко оно может сложиться в будущем, фантасты многого напридумали. Но на данный момент мы остаёмся наедине со своими телами и разумом и своими организациями. А потому перспективы у экономического выравнивания невелики. В настоящих условиях представляет огромную сложность даже поддержание статуса кво, не говоря уже об уменьшении неравенства. И так - уже с полсотни лет. Шансы на успех мирной реформы невелики. Тем же, кто надеется на приход "всадников", автор отвечает:
Всем те, кто восхваляет большее экономическое равенство, стоит вспомнить, что за редчайшими исключениями, оно всегда достигалось через страдания. Будьте осторожны в своих желаниях.
Перевёрнута последняя страница, настала пора сделать выводы. Сразу скажу, что списать снижение неравенства в двадцатом веке при отсутствии прецедентов в прошлом - довольно смелый шаг. Первого всадника Апокалипсиса я бы зачеркнул. Его работу сделал второй: именно большевики не только выровняли ситуацию у себя в стране, но и заставили буржуинов по всему миру поделиться доходами просто фактом своего существования. Потенциал войны как выравнивателя лишь в том, что она разрушает хозяйство и снижает доходы у всех, снижая при этом и достижимую планку неравенства. Похоже дело обстоит и при развале государства. Насчёт эпидемий автор был, скорее всего, прав, но "надеяться" на возвращение чёрной чумы или чего-то подобного действительно не стоит. Вообще, проблема определения уравнивающего фактора затрудняется тем, что войны, революции, развалы государства и эпидемии имеют свойства случаться одновременно, и трудно всегда определить, что повлияло в первую очередь.
Утверждая, что выравнивание возможно лишь при катастрофах, автор льёт воду на мельницу сторонников статуса-кво. Мол, не рыпайся, беднота, всё равно лучше не сделаете. Но с другой стороны можно сделать вывод, что Владимир Ильич был в своё время прав: буржуй никогда не поделится своими доходами по своей воле и не сдастся без сопротивления. Только диктатура пролетариата способна изменить ситуацию. Можно без конца писать про ужасы раскулачивания и миллионы в лагерях Гулага, но остаётся фактом не только снижение неравенства, но и неуклонный рост благосостояния при большевиках. А тем, кто надеется на реформы, уже сейчас можно предъявить удручающий рост неравенства в последние полвека.
Теперь задумаемся о будущем. Возможно ли повторение ситуации вековой давности в наших условиях? Казалось бы, нет. Вот и Вальтер про это пишет. Но, глядя на то, как ведущие политики по всему миру теряют последние остатки благоразумия, трудно согласиться с его тезисом о том, что всеразрушающие войны ушли в прошлое. Империализм как высшая стадия капитализма всё ещё в действии. Пусть будут воевать не народные массы, а профессиональные армии, но масштабы жертв и разрушений при применении современного оружия будут только расти. Случись непоправимое - и современная цивилизация превратится в груду руин. Как сложатся дела потом на обломках - нельзя заранее угадать. Но шанс начать жизнь с нового листа - он может появиться. Хочется верить, что мы или наши потомки сможем им благоразумно распорядиться.