Албания: Подземная база флота Порто-Палермо

Вскоре после Второй Мировой Войны, Албания провозгласила себя социалистическим государством. Лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа любил и уважал Сталина, поддерживал СССР в послевоенной внешней политике, при этом не забывая про просьбы товаров и кредитов. И Советский Союз, взялся всячески помогать молодому коммунистическому режиму.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Не обошлось и без военного строительства. База флота Пашалиман, что находится близ города Влёра, была построена в значительной степени советскими специалистами. Туда же были переведены двенадцать советских подводных лодок проекта 613, на которых служили и обучались смешанные экипажи. Обсуждался даже проект огромного, трех с половиной километрового туннеля, насквозь полуострова Карабурун и размещения в нём значительной части флота. Разумеется, СССР старался не только ради албанцев. Отличное передовое место базирования на Средиземноморье было весьма привлекательно в условиях холодной войны.


Через некоторое время после смерти Сталина, Хрушёв начал кампанию по десталинизации и развенчиванию культа личности. Энвер не принял этого и отношения между странами начали постепенно портиться. В марте 1961 года Албания отказалась передавать военно-морскую базу Пашалиман под управление главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами Варшавского договора. К лету восемь советских подводных лодок покинули базу и у албанцев осталось лишь четыре (лишь те, у которых были албанские экипажи). К тому моменту Албания уже была готова к разрыву всех отношений, включая дипломатические с СССР (что и произошло позже) и начала переориентироваться на Китай.


Это была небольшая историческая справка и показ расстановки сил на начало периода, о котором пойдёт мой рассказ. Суть в том, что Албания, после ухода СССР, начала строительство другой военно-морской базы, на этот раз подземной в местечке Порто-Палермо. Информации, а тем более исторических сведений, по этой тематике весьма мало в Интернете, а та, что находится, исключительно на албанском языке, что усложняет поиск и перевод.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Теперь поговорим о устройстве самой базы. Для начала схема для общего понимания.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост
Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Кроме картинки привожу ссылку на простую схематичную трёхмерную модель подземных выработок - после загрузки её можно крутить клавиатурными стрелочками, а колёсиком мышки приближать и удалять.


http://www.mirebs.com/fotki/euro/palermo/PP_base.html ( внимание трафик! )


Разберём конструкцию базы более подробно, начав с южного портала. Портал выходит в бухту, рядом на берегу выстроена наземная инфраструктура базы. Формально, база действующая, но фактически она брошена - отсутствует вменяемый периметр, большинство зданий пусты и разграблены. Из кораблей швартуются катера береговой охраны. Ниже привожу фотографию южного портала.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Толщина ворот сантиметров с тридцать, они висят на петлях и приводились в действие стальными тросами, пропущенными через серию шкивов. Запоры ворот не закрыты, но приваренная сверху стальная балка не даёт им открыться. Тросы тянула лебёдка, установленная в боковой нише (сохранившаяся лишь в северной части сооружения)

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Сразу за воротам по сторонам канала начинались бетонные пешеходные бортики с периодическими нишами с кнехтами. Так же уходят ответвления (по одному с каждого их концов канала) в серию небольших петляющих блоков, заканчивающихся закрытыми гермодверями аварийными входами. Петляние блоков обусловлено необходимостью гашения ударной волны при возможном взрыве снаружи.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Продолжим движение вдоль канала. Тут должны были быть смонтированы ещё одни защитные ворота, перекрывающие весь канал. В своде сделали характерную арку-направляющую, прошли нишу под лебедку и установили крепеж для блоков. А с противоположного конца тоннеля задела под вторые ворота нет. Наверное, это связано с тем, что в случае военных действий удар бы пришёлся по бухте, по наземным сооружениям базы, а именно к ним выходит южный портал. Именно поэтому со стороны наиболее вероятной атаки планировали установить дополнительные защитные ворота. Ходок, уходящий в сторону я не исследовал, но по некоторым данным он не тупиковый и ведёт наружу.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Через несколько десятков метров, высота свода канала увеличивается в два раза, организуя рабочее пространство для подъёмного крана-балки. Кран ездил по двум направляющим вдоль оси канала и сохранился до настоящего времени в отличном состоянии.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Кроме крана внутри смонтирована железобетонная трапеция для проведения погрузочно-разгрузочных работ и несколько неглубоких боковых ниш, в которые уходят её "ноги". Железобетонная конструкция не упирается в свод канала, между ними есть небольшой промежуток. Поэтому эта конструкция не опора для усиления свода. В верхней части трапеции из бетона выступают закладные для монтирования перегрузочных устройств. Возможно, что тут планировалась установка полиспастов для подъёма катеров из воды для обслуживания винтов и днища. Самое красивое место в сооружении, по моему мнению.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

На дальней границе действия крана, по одному из бортиков начинается узколейка. По ней из арсенала должны были подвозить боеприпасы. Для удобства приёма изделий на погрузку, бортики здесь поднимаются на полтора метра вверх. Свод же, наоборот, понижается, но не до прежней высоты.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Двигаемся дальше. Через несколько метров после начала узколейки, вправо уходит ответвление к арсеналу. Но о нём я расскажу позже. Узколейка продолжает свой путь и через некоторое расстояние (примерно середина туннеля) блок расширяется влево. В пространстве между бортом и дальней границей свода возведен двухэтажный дом-мастерская.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост
Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Вернёмся к каналу и продолжим путь. После блока с домом, тоннель возвращается в обычной ширине. Тут смонтированы две направляющие для крана, но сам кран не установлен. Возможно, что импровизированный мостик перекинутый через канал когда был или должен был стать частью того самого крана.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Немногим далее тоннель опять уширяется влево. На этот раз там просто вода - тут могли разойтись два корабля. В стене пройдено две неглубокие ниши. Из-за гнилых пешеходных мостиков это самое труднодоступное место в сооружении.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Далее по тоннелю аналогичный блок с краном. Кран присутствует, но бетонной трапеции нет, хотя боковые ниши под опоры пройдены. У границы блока заканчиваются рельсы узкоколейки. В торце перепада высоты свода видна тёмная овальная забутовка - это выход строительной штольни через которую раскрывали блок. Аналогичная есть и на южной стороне.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

После этого тоннель идет до северного портала, упираясь в плотно запертые ворота, уходящие под воду. Свободно проплыть под ними уже не получится. Более того, ворота обшиты металлом.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

Вид северного портала и ворот снаружи.

Албания: Подземная база флота Порто-Палермо Забугорныйурбан, Урбанфакт, Албания, Длиннопост

На этом пожалуй все. Сократил насколько это можно без потери смысла, в оригинале пост раза в два больше.


Источник: https://ralphmirebs.livejournal.com/225750.html


Баянометр ругался на котов, чужих и клубничку О_о

Заброшенка

2.5K постов16.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:


*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий

*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки

*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах

*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов


*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта

16
Автор поста оценил этот комментарий

Практически копия Балаклавы.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
16
Автор поста оценил этот комментарий

Глядя на все эти заброшки думаешь - сколько денег бетона и труда вбухано во все эти сооружения...

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Мне интересно- почему там так тесно? Под какие корабли рассчитывалось? На вид проток метров 5-6 шириной, не больше и 10-12 в расширениях
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

напомнило карту HL

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Хрущев умудрился и Албанию проебать