ClassicAlive

ClassicAlive

https://ast.ru/personal/dmitriy-miropolskiy/
Пикабушник
поставил 12 плюсов и 10 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
в топе авторов на 440 месте
79К рейтинг 200 подписчиков 0 подписок 1092 поста 177 в горячем

О БРАТСКИХ СОВЕТАХ

....и крылатых фразах.

Старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей.
Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок.
Краткость — сестра таланта.
Памятуй, кстати, что любовные объяснения, измены жён и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слёзы давно уже описаны. Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать. <...>

Так Антон Павлович Чехов наставлял родного старшего брата Александра, тоже писателя. В монументальном труде "Антикоучинг. Как НЕ НАДО писать" эти братские советы мастера подробно разобраны, и касаются они только литературы.
Другому старшему брату, тоже писателю Николаю, предназначались более подробные рассуждения о воспитанных людях:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка и пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
Они сострадательны не к одним только к нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.
Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы им в ответ вздыхали и нянчились с ними.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом…
Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо знают, что они не свиньи. <…>

Схожие советы были опубликованы в газете "Русская речь и Московский вестник" (sic!) в 1861 году, когда Антон Чехов даже ходить не умел. А написаны они осенью 1822 года, когда и Льва Толстого ещё на свете не было, и Николай Гоголь только учился буквы писать. Это "Правила жизни", которые Александр Сергеевич Пушкин адресовал своему брату Лёвушке, бывшему пятью годами младше:

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы ты мог их усвоить, не будучи к тому вынужден. [...]
Военная служба кажется мне предпочтительнее всякой другой. Во всяком случае, твоё поведение надолго определит твою репутацию и, быть может, твоё благополучие.
Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты ещё не знаешь. С самого начала думай о них всё самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком сильно ошибёшься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, ещё молодо; презирай их самым вежливым образом: это — средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоём в свет.
Будь холоден со всеми; фамильярность всегда вредит; особенно же остерегайся допускать её в обращении с начальниками, как бы они ни были любезны с тобой. Они скоро бросают нас и рады унизить, когда мы меньше всего этого ожидаем.
Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость, ибо всегда рады судить о других по себе.
Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего — предательство.
Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
Я хотел бы предостеречь тебя от обольщений дружбы, но у меня не хватает решимости ожесточить тебе душу в пору наиболее сладких иллюзий.
То, что я могу сказать тебе о женщинах, было бы совершенно бесполезно. Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия. Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею.
Никогда не забывай умышленной обиды, — будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.
Если средства или обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений; скорее избери другую крайность: цинизм своей резкостью импонирует суетному мнению света, между тем как мелочные ухищрения тщеславия делают человека смешным и достойным презрения.
Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым. <...>

Вроде за плечами у 23-летнего Александра Пушкина был не особенно богатый жизненный опыт. Продолжительные ссылки, слава, утрата друзей и прочие душевные травмы были ещё впереди, но в словах его уже звучит горечь и слышатся отчётливые байронические ноты.
Такой автор, такие правила жизни.
За язык никто не тянул.

О БРАТСКИХ СОВЕТАХ Мужчины и женщины, Писатели, Литература, Мудрость, Культура, Россия, Воспитание, Длиннопост
Показать полностью 1

О ПРЕКРАСНЫХ ЗАДНИЦАХ

...в исторической перспективе.
Труд под названием "Пир мудрецов" или "Софисты на пиру" около 2'200 лет назад написал Афиней — греческий эрудит и подданный Рима, живший в Египте. Было в "Пире" тридцать книг, до наших дней дошли пятнадцать.
По сюжету за щедрым столом у богатого римлянина собираются представители разных профессий и ведут интересные беседы. В рассказах об этом Афиней демонстрирует широчайшую эрудицию и глубокое знание рукописей из ещё не сгоревшей Александрийской библиотеки. Персонажи цитируют своих современников и более древних авторов, от которых после величайшего библиотечного пожара не осталось ни строчки. Так и канули бы они в Лету, если бы не цитаты у Афинея.
Читаешь, бывало, "Пир мудрецов"; радуешься за сохранённые имена — и об одно из них спотыкаешься. Керкид Мегалопольский. Как только не коверкали журнализды фамилию Миропольский! Был я и Митропольским, и Метропольским, и Мирославским, и Милославским, но тут — приятно посмотреть...
...а вдобавок мой почти однофамилец Керкид писал на увлекательнейшие темы, если верить Афинею:

В те давние дни люди были так одержимы сластолюбием, что был даже воздвигнут храм Афродите Каллипиге (Прекраснозадой), и вот как это случилось. У одного крестьянина были две красивые дочери. Однажды они поспорили, у которой из них красивее задница; и чтобы решить спор, вышли на большую дорогу. Там шёл юноша, сын почтенного и богатого родителя, и они перед ним заголились, а он, взглянув, отдал предпочтение старшей. И так он влюбился в неё, что, вернувшись в город, расхворался, слёг и рассказал обо всём младшему брату. Тот немедля отправился в названную деревню и, увидев девушек, сам страстно влюбился, но в меньшую. Отец уговорил их взять себе более именитых жён, но ничего не добившись, отправился в деревню, договорился с отцом тех девушек, привёз их в город и выдал за сыновей. Этих-то девушек горожане прозвали "прекраснозадыми", как о том говорит в "Ямбах" Керкид Мегалопольский: в Сиракузах-де "сестёр прекраснозадых здесь была пара". Вот эти-то сёстры, получив большое богатство, построили храм в честь Афродиты и назвали её Каллипигой. <...>

Это ж какое кино можно снять!
И что за жизнь была пару тысяч лет назад!
Культурные девушки охотно демонстрировали свои достоинства путешественникам, а богатые юноши умели ценить красоту до потери здоровья и не забивали себе голову мыслями насчёт того, что если понравилась задница, то жениться придётся всё же на девушке целиком...
Не жизнь — малина.
Кстати, судя по статуе из Сиракуз, точную копию которой нашли во дворце Нерона, сёстры действительно были очень даже каллипигами.

О ПРЕКРАСНЫХ ЗАДНИЦАХ Мужчины и женщины, Литература, Писатели, Культура, Древняя Греция, Красота, Искусство, Длиннопост
Показать полностью 1

О ПЕРВОМ КОНКУРСЕ КРАСОТЫ

...и о писателе, которого называют обычно Лукианом из Самосаты.

Его личное дело не сохранилось, к тому же часть своей биографии Лукиан выдумал. Тем не менее, предполагают, что родился он между 115 и 125 годами нашей эры, жил в Сирии, был подданным Рима — сирийцем, ассирийцем или иудеем; говорил по-арамейски, но писал на греческом: в те поры римляне едва начали сочинять художественные тексты на латыни.
Лукиан был широко образованным человеком, большим остроумцем и недюжинным мистификатором. Например, его "Правдивая история" с описаниями путешествий на другие планеты почти две тысячи лет назад заложила основы научной фантастики.

Сочинения Лукиана многообразны и примечательны. Среди них есть диалоги, способные вызвать настоящее буйство фантазии, — хотя бы неожиданное описание суда Париса.
Сюжет к тому времени был известен минимум тысячу лет.

Богиня раздора Эрида подбросила другим богиням яблоко, которое предназначалось прекраснейшей из них. За приз поспорили три сногсшибательные красавицы: жена Зевса — покровительница брака Гера; богиня мудрости и воинской стратегии Афина и богиня любви Афродита. Зевс отказался выбирать прекраснейшую и переложил ответственность на бога торговли, хитрости и воровства Гермеса, а тот привёл божественных красавиц на суд к человеку — красавцу-сыну троянского царя Парису.

Последствия первого в истории конкурса красоты десять лет расхлёбывали народы сорока государств Средиземноморья; геополитические результаты заметны до сих пор...
...а судьбоносный диалог Париса с богинями описан в "Разговорах богов" (XX: 9—13) Лукиана из Самосаты.

Гермес:
Разденьтесь, богини; а ты смотри внимательно. Я уже отвернулся.
Афродита:
Прекрасно, Парис; я первая разденусь, чтобы ты убедился, что у меня не только белые руки и не вся моя гордость в том, что я — волоокая, но что я повсюду одинаково прекрасна.
Афина:
Не вели ей раздеваться, Парис, пока она не снимет свой пояс. Она волшебница и с помощью этого пояса может тебя околдовать. Кроме того, ей не следовало бы выступать со всеми своими украшениями и с лицом, накрашенным, словно у какой-нибудь гетеры, но ей следует открыто показать свою настоящую красоту.
Парис:
Насчёт пояса она права. Сними его.
Афродита:
Отчего же ты, Афина, не снимаешь шлем и не показываешь себя с обнажённой головой, но трясёшь своим султаном и пугаешь судью? Ты, может быть, боишься, что твои серовато-голубые глаза не произведут никакого впечатления без того строгого вида, который придаёт им шлем?
Афина:
Ну вот тебе, я сняла шлем.
Афродита:
А я вот сняла пояс. Пора раздеваться.
Парис:
О, Зевс-чудотворец! Что за зрелище, что за красота, что за наслаждение! Как прекрасна эта дева! А эта как царственно и величественно сияет, действительно как подобает супруге Зевса! А эта как чудно смотрит, как прекрасно и заманчиво улыбается! Но я не могу перенести всего этого блаженства. Я бы вас попросил позволить мне осмотреть каждую отдельно. Сейчас я совсем потерялся и не знаю, куда раньше смотреть, так всё с одинаковой силой притягивает мой взор.
Богини:
Хорошо, сделаем так.
Парис:
Тогда вы обе отойдите; а ты, Гера, останься.
Гера:
Я остаюсь. Осмотри меня хорошенько, а потом подумай, как тебе понравятся мои дары. Послушай, Парис, если ты мне присудишь награду, я тебя сделаю господином над всей Азией.
Парис:
Дарами ты меня не прельстишь. Можешь идти; будет сделано, как мне покажется справедливым. А ты, Афина, подойди сюда.
Афина:
Я здесь, Парис. Если ты мне присудишь награду, ты впредь никогда не уйдёшь из битвы побеждённым, а всегда будешь победителем; я тебя сделаю воинственным и победоносным героем.
Парис:
Мне, Афина, не нужны военные подвиги; ты видишь, что мир царит во Фригии и Лидии, и мой отец правит без всяких войн. Не беспокойся: ты не потерпишь обиды, даже если я буду судить, не обращая внимания на подарки. Можешь одеться и надеть шлем: я достаточно тебя видел. Теперь очередь Афродиты.
Афродита:
Вот и я рядом; осмотри меня точно и подробно, ничего не пропуская, но подолгу останавливаясь на каждой из частей моего тела, и, если хочешь, послушай, красавец, что я тебе скажу. Давно уже, видя, как ты молод и прекрасен, — во всей Фригии вряд ли найдётся тебе соперник, — я считаю тебя за такую красоту счастливым, но, однако, не могу простить того, что ты не покидаешь этих гор и скал и не отправляешься жить в город, а здесь, в глуши, теряешь напрасно свою красоту. Что могут дать тебе эти горы? На что пригодится твоя красота коровам? Тебе следовало бы найти себе жену, но не грубую деревенскую женщину, каковы все здесь на Иде, а какую-нибудь из Эллады, из Аргоса, из Коринфа, или, например, лаконянку, вот такую, как Елена. Она молода, красива, совсем не хуже меня и, что всего важнее, вся создана для любви. Я уверена, что ей стоит только увидеть тебя, и она бросит дом и пойдёт за тобой, готовая на всё. <...>

Искушённые читатели знают, что Парис прислушался к словам богини красоты, познакомился с прекрасной Еленой, увёз её от мужа — спартанского царя Менелая, и этот адюльтер послужил поводом для начала Троянской войны. Конечно, эротично-поэтичная история прикрывает куда более прозаический передел сфер влияния и борьбу за экономическое господство в Средиземноморье...
...но так или наче, а три тысячи лет назад сложилась литературная традиция, о которой рассказано в монументальном труде "Антикоучинг. Как НЕ НАДО писать". Любая древнегреческая история, по меткому замечанию древнего римлянина Горация, начиналась издалека — ab ovo — от яйца, из которого по легенде вылупилась Елена Прекрасная.

Суд Париса как сюжет вдохновлял не только литераторов, но и живописцев — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Лукаса Кранаха старшего, Ренуара... Из эстетических и патриотических соображений я выбрал для иллюстрации картину россиянина Константина Маковского.

О ПЕРВОМ КОНКУРСЕ КРАСОТЫ Писатели, Культура, Литература, Живопись, Мужчины и женщины, Древний Рим, Древняя Греция, Красота, Длиннопост
Показать полностью 1

О ВОСПИТАНИИ

В недавней заметке я походя упомянул Аркадия Арканова, который заслуживает большего внимания...
...хотя бы потому, что пишущих много, и талантливые среди них попадаются, а вот пунктуальных — вроде Арканова или меня — придётся поискать. И когда государственные деятели, не говоря уже о персонажах рангом пониже, позволяют себе опаздывать, на ум приходит аркановская байка.

В молодости он опоздал на встречу с директором рижской филармонии Филиппом Швейником. А директор был человеком суровым: пятнадцать лет без вины в лагерях ГУЛАГа даром не проходят.

Секретарша сказала: "Филипп Осипович ждал вас ровно в двенадцать дня, сейчас пять минут первого, на приёме уже другие люди, придётся подождать".

Арканов ждал больше часа. Наконец, Швейник выпустил посетителей и пригласил Арканова в кабинет. Виделись они впервые в жизни. Арканов стал объяснять: мол, опоздал всего-то на пять минут, первый раз в Риге, прошу прощения...

"Не надо извиняться, — оборвал его Швейник. — Собака ведь не извиняется за то, что срёт на улице. Видимо, вас так воспитали".

Рассказывая об этом, Арканов клялся, что с тех пор больше никогда не опаздывал.

О ВОСПИТАНИИ Литература, Писатели, Ситуация, Воспитание, Культура, Музыка, Юмор, Россия, Telegram (ссылка), Аркадий Арканов

О ВЕРШИНЕ

Самая высокая гора за Земле, как известно, — это больше чем десятикилометровая Мауна-Кеа. Правда, её склоны поднимаются от океанского дна и первые 6'000 метров скрыты под водой: над Гавайскими островами видны лишь 4'205 метров...
...так что самой высокой точкой суши считают Джомолунгму, она же Эверест, — 8'848 метров.

Гангхар Пуэнсум, расположенная в Бутане, ощутимо ниже: 7'570 метров. И всё же именно она остаётся самой высокой непокорённой горой. Мало того, статус вершины, на которую не ступала нога человека, Гангхар Пуэнсум сохранит ещё многие годы. Альпинистов останавливают не физические трудности, а юридические и религиозные. На гору наложено табу, которое делает восхождение незаконным...
...поэтому любоваться красотой Гангхар Пуэнсум, как и многим в мире, можно только с почтительного расстояния.

О ВЕРШИНЕ Горы, Альпинизм, Рекорд, Религия, Закон, Культура, География

О ФИМИАМЕ

"Влияя на человеческий разум, табак способен подтолкнуть человека к убийству или грабежу, картёжным играм или прелюбодеяниям".

Это цитата из статьи "Для чего люди одурманиваются" Льва Николаевича Толстого, который хорошо знал предмет. В убийствах, кроме как на войне, и в грабежах замечен не был, но яснополянское имение в карты проигрывал и о собственных сексуальных шалостях написал достаточно.
Как и многие высказывания Толстого, и трескучие фразы других авторов, цитата хороша тем, что в ней можно заменить табак на что угодно — и смысл не изменится. Вернее, смысла не станет больше.
Толстой курил с детства и бросил только в 1888 году, когда ему исполнилось шестьдесят. Об этом Лев Николаевич сообщил владельцу табачной фабрики, получив по случаю праздника подарок — ящик именных папирос "Л.Н.Толстой".
Ящик писатель оставил себе для бумаг, а папиросы отправил обратно — при этом жена Толстого забрала одну коробку в свой музей...
...и ещё интересно, что Толстой, ставший к старости упёртым ЗОЖником, ничуть не возражал против своего портрета на папиросных коробках.

О ФИМИАМЕ Писатели, Литература, Культура, Россия, Бизнес, Цитаты, Русская литература, Табак, Курение
Показать полностью 1

О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ

Феномен Баадера-Майнхоф — это иллюзия частотности: сознание сталкивается со свежей информацией и вдруг обнаруживает, что встречает эту информацию необычно часто. Скажем, человек покупает китайский внедорожник, — и его приятели поражаются, как много вокруг автомобилей из Китая. Когнитивное искажение состоит в том, что таких машин не стало больше, просто раньше приятели не обращали на них внимания, а благодаря феномену Баадера-Майнхоф начали обращать.

Что-то похожее происходит каждый год в мае. Военная тема буквально разлита в воздухе. И всё, что попадается на глаза, получает соответствующую поправку. А интернеты, которые словно созданы для всевозможных искажений, этому очень способствуют.

О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ Культура, Россия, Психология, Война, Литература, История России, Вторая мировая война, Юмор

Первый снимок сделан ранним утром 7 декабря 1941 года на борту японского авианосца "Акаги". В кадре — лётчики-камикадзе пьют сакэ перед вылетом на историческую бомбардировку американской военно-морской базы Пёрл-Харбор.

О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ Культура, Россия, Психология, Война, Литература, История России, Вторая мировая война, Юмор

На втором снимке, сделанном 13 марта 1945 года в Берне, секретарь парткома киностудии им. Горького, режиссёр Татьяна Лиознова по поручению Центра сообщает профессору Вернеру Плейшнеру о том, что его отзывают из Швейцарии в Советский Союз. "Да я лучше из окна выброшусь", — ответил Плейшнер, и напрасно его не послушали.

Показать полностью 2

О ДРУЖБЕ

Сценарий эпохального фильма 1942 года "Касабланка" влиятельные критики считают лучшим за всю историю кино. Интересно, что в последней фразе фильма говорится о начале.
Louis, I think this is the beginning of a beautiful friendship (Луи, мне кажется, что это начало прекрасной дружбы). Слова американского героя Хэмфри Богарта, ставшие крылатой фразой, адресованы французскому полицейскому, который не арестовал его за убийство немецкого офицера-нациста.

О ДРУЖБЕ Россия, Культура, Писатели, Литература, Власть, История России, Фильмы, Длиннопост

Герой Богарта был коммерсантом...
...а представителям творческих профессий тем более лучше дружить с властями.

В России это хорошо понимали футуристы во главе с Маяковским, поэтому пытались начать прекрасную дружбу с правильной партией. В конце 1918 года на собрании районной партийной школы они заявили, что только футуризм способен отражать традиционные ценности пролетариата и революции. А в начале 1919 года создали творческое объединение коммунистов-футуристов КомФут, хотя далеко не все участники состояли в коммунистической партии (говоря строго, это была Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков с претензией на большее).

Дружить с партией — хорошо, но всё же дружбу лучше персонифицировать. И в 1921 году Маяковский по-приятельски надписал издание своей поэмы "150 000 000" (сто пятьдесят миллионов, по числу жителей тогдашней России) главному большевику — главе российского правительства: "Товарищу Владимиру Ильичу с комфутовским приветом".

О ДРУЖБЕ Россия, Культура, Писатели, Литература, Власть, История России, Фильмы, Длиннопост

Вопреки ожиданиям, вождь не испытывал энтузиазма по поводу такой дружбы и не считал её прекрасной. Он предлагал "сечь за футуризм" народного комиссара просвещения Луначарского. Хотя, конечно, это милая шутка в исполнении того, кто велел тысячами расстреливать интеллигентов, попов, рабочих, крестьян — представителей всех сословий и слоёв населения. В полном собрании сочинений вождя приведена его записка:

Как не стыдно голосовать за издание "150 000 000" Маяковского в 5000 экз.? Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность. По-моему, печатать такие вещи лишь 1 из 10 и не более 1500 экз. для библиотек и для чудаков. <...>

Вроде бы исчерпывающе. А 6 мая 1921 года было отправлено повторное письмо заместителю наркома просвещения Михаилу Покровскому:

Паки и паки прошу Вас помочь в борьбе с футуризмом и т.п. 1) Луначарский провёл в коллегии (увы!) печатание "150 000 000" Маяковского. Нельзя ли это пресечь? Надо это пресечь! Условимся, чтобы не больше 2-х раз в год печатать этих футуристов и не более 1500 экз. Нельзя ли найти надёжных анти-футуристов? <...>

Надо пресечь — и пресекли. Надёжные антифутуристы тоже нашлись: ломать — не строить. Маяковский находил другие способы продать вождям свою лояльность, продавал дорого, а в 1930 году устал и застрелился. Других футуристов с прочими символистами и обэриутами большей частью перестреляли в последующие десять лет...
...но эта наука мало кому пошла впрок. Творцы всех видов и мастей не прекращают искать прекрасной дружбы с властью.
Дело хозяйское.
Лишь бы все были здоровы и войны не было.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!