Серия «МУЗЫКАЛЬНОЕ»

О НЕШУТОЧНОМ

...или почему Пол Маккартни — не пол-Маккартни, а целый и даже больше.

О НЕШУТОЧНОМ Мужчины и женщины, Литература, Культура, Наследство, The Beatles, Музыка, Воспитание, Видео, YouTube, Длиннопост

Японская тусовщица Йоко Оно стала любовницей Джона Леннона в 1966 году и добилась-таки, что в 1969-м он ушёл от жены Синтии. Заработанные миллионы Джону тоже было велено забрать с собой.

О НЕШУТОЧНОМ Мужчины и женщины, Литература, Культура, Наследство, The Beatles, Музыка, Воспитание, Видео, YouTube, Длиннопост

Синтия и пятилетний сын Джулиан при разводе почти ничего не получили. Когда им остро понадобились деньги, брошенная жена выставила на продажу любовные письма и рисунки Джона. Речь шла об автографах мегазвезды, поэтому Синтия назначила внушительную цену. Тем не менее, мгновенно нашёлся анонимный покупатель, который заплатил, не торгуясь...
...а спустя несколько дней Синтия получила проданные письма и рисунки в рамках. К посылке была приложена записка:

"Никогда не продавай свою память. С любовью, Пол Маккартни".

Ну, а о том, что вскоре "Битлз" распались, но ещё до того Маккартни в утешение Джулиану сочинил песенку Hey, Jude, все наверняка знают.

Показать полностью 2 1

О РУКОВОДСТВЕ

Однажды дирижёр оркестра сделал камингаут: признался музыкантам, что они — геи...
...а был ещё другой случай.

Место за пультом одесского симфонического оркестра занял новичок. Он страшно волновался, но первый же концерт публика встретила овациями, всю неделю — аншлаг. Дирижёр чувствует себя триумфатором, только в конце недели первая скрипка говорит ему:
— Надо бы проставить оркестрантам пару ящиков коньячку. Иначе мы таки будем играть то, шо вы дирижируете.

О РУКОВОДСТВЕ Культура, Концерт, Музыка, Россия, Музыканты, Юмор

О ЗАПОЗДАЛОМ

"Всё хорошо во благовременье", — говаривал царь Алексей Михайлович по прозванию Тишайший. Эти его слова я цитировал в одном из романов...

...а в монументальном труде "Антикоучинг" упомянул о том, что Александр Сергеевич Пушкин сделался популярным автором только спустя полвека после смерти: хорошие продажи у, как выяснилось, главного русского поэта начались в 1887 году — через год после того, как была запатентована "кока-кола".

Многие читатели ополчились на меня за это упоминание, хотя уж я-то не имел совсем никакого отношения к литературному маркетингу XIX века. И вообще запоздалый коммерческий успех для большого мастера — обычное дело.

О ЗАПОЗДАЛОМ Культура, Литература, Музыка, Писатели, Россия, Германия, Деньги, Биография, Видео, YouTube, Длиннопост

В пятёрку самых известных в России композиторов Иоганн Себастьян Бах входит вместе с Моцартом, Бетховеном, Чайковским и Игорем Крутым. Младший, восьмой ребёнок в семье Иоганна Амброзиуса Баха был потомственным музыкантом: его предки славились талантами с начала XVI века. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой, играл на органе, клавесине, альте и скрипке, а за шестьдесят пять лет земной жизни и полвека творческой создал больше тысячи произведений во всех значимых жанрах своего времени, кроме оперы. Композитору пришлось поездить по германским городам, он служил придворным органистом у герцога Веймара, руководил хором в церковной школе, рассорился с церковниками и до последних дней едва сводил концы с концами, пытаясь публиковать свою музыку и добиться спонсорства от прусского короля Фридриха Второго.

Бах родился в 1685 году, умер в 1750-м и в памяти современников остался всего лишь неплохим исполнителем, старомодным композитором — и отцом Карла Филиппа Эммануила Баха, музыка которого была гораздо популярнее. То, что сочинениями Иоганна Себастьяна восхищались Бетховен и Моцарт, кассы не делало...

...а интерес к Баху вновь пробудился после того, как Феликс Мендельсон Бартольди 11 марта 1829 года устроил в Берлине исполнение "Страстей по Матфею" и проехал с туром по германским городам, возвращая потомкам имя композитора. Но на это ушли долгие годы. Только в 1850-м ценители основали Баховское общество, которое с тех пор изучает и пропагандирует музыку великого германца. Самого Иоганна Себастьяна ко времени триумфа не было в живых уже сто лет.

Идеи Баха использовали в своём творчестве монстры рока и виднейшие кинематографисты, а в 1977 году сочинения композитора были записаны на Золотую пластинку космического аппарата "Вояджер", отправленного в дальний космос.

21 марта — день рождения одного из музыкальных столпов человечества.

С праздником.

https://www.youtube.com/watch?v=2UU6zOPZ84U

Показать полностью 1 1

О ВЕЛИКОЙ ТАЙНЕ

...которой поделился Пётр Ильич Чайковский в откровенном сочинении "О музыке, о жизни, о себе":

Я должен сделать очень важное для разъяснения процесса сочинения подразделение моих работ:
1) сочинения, которые пишу по собственной инициативе, вследствие влечения и неотразимой внутренней потребности;
2) сочинения, которые я пишу вследствие внешнего толчка, по просьбе друга или издателя, по заказу, и т.п.
Я уже по опыту знаю, что качество сочинения не находится в зависимости от принадлежности к тому или другому отделу. Очень часто случалось, что вещь, принадлежащая ко 2 разряду, несмотря на то, что толчок к её появлению получался извне, выходила удачной, и, наоборот, вещь задуманная самим, вследствие побочных обстоятельств удавалась менее.
Для сочинений, принадлежащих к 1 разряду, не требуется никакого, хотя бы малейшего усилия воли. Остаётся повиноваться внутреннему голосу, забываешь всё, душа трепещет от непостижимого сладкого волнения, решительно не успеваешь следовать за её порывом куда-то, время проходит незаметно. Для сочинения 2 разряда иногда приходится себя настраивать. Тут часто приходится побеждать лень, неохоту.
Пишу я свои эскизы на первом попавшемся листе. Пишу сокращённо. Мелодия никогда не может явиться иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба элемента вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга т.е. всякая мелодическая мысль носит подразумеваемую к ней гармонию и непременно снабжена ритмическим делением. Если гармония сложная, случается при скиццировании отметить и подробности хода голосов, если гармония очень проста, то иногда отмечаю генерал-басные цифры, в иных случаях вовсе не намечаю баса, он остаётся в памяти. Никогда слова не могут быть написаны после музыки, ибо как только музыка пишется на текст, то этот текст вызывает подходящее музыкальное выражение. Инструментовать уже вполне созревшее в голове до мельчайших подробностей отделанное сочинение очень весело. То, что написано сгоряча, должно быть проверено критически, исправлено, дополнено и сокращено ввиду требований формы. Иногда приходится делать над собой насилие, быть к себе безжалостным и жестоким, т.е. урезывать места, задуманные с любовью и вдохновением. А как только готово сочинение, я испытываю непреодолимую потребность приняться за новое.

Скиццирование (или скицирование) сам Пётр Ильич определял как "перевод вне-музыкальных стимулов, "навязанных" заданной программой или почерпнутых по вдохновению, в музыкальные образы".
Работа писателя во многом похожа на работу композитора, хотя и в литературе, и в музыке у каждого автора творческий процесс происходит по-своему. А секретами творчества Чайковский поделился, но так их и не раскрыл. Он описал пассы фокусника и конечный результат, но сам фокус — откуда берутся вне-музыкальные стимулы и как переводятся в музыкальные образы; откуда на чистом листе появляются знаки, которые всё точнее описывают будущий шедевр, — остался тайной.

О ВЕЛИКОЙ ТАЙНЕ Творческие люди, Посоветуйте книгу, Писатели, Литература, Музыка, Культура, Россия
Показать полностью 1

О СТАРИНЕ ЛУ

...как его называли в корпорации PHILIPS и в мире меломанов.
Настоящее имя этого легендарного человека — Лодевейк Фредерик Оттенс, он прожил почти сто лет (1926-2021), был топ-менеджером корпорации, руководил её департаментом аудио с 1969 по 1972 и видео с 1979 по 1984, но главное — как ведущий инженер Philips Hasselt с 1960 по 1969 возглавлял отдел перспективных разработок, где сперва создали первый портативный магнитофон Philips EL 3585, а потом и первую в мире компакт-кассету.
Так Старина Лу в 1963 году открыл новую эпоху звукозаписи — честь ему, хвала и светлая память.

О СТАРИНЕ ЛУ Культура, Наука, Техника, Музыка, Нидерланды (Голландия), Изобретения

О ЦЕНЗУРЕ

Когда нельзя открытым текстом написать то, что хочешь, приходится выкручиваться. Это вроде теста на профессиональное мастерство. Как сказано в монументальном труде "Антикоучинг", на то и волк в лесу, чтобы зайцы быстрее бегали.

У музыкантов случаются такие же проблемы, и выкручиваются они порой довольно мило. Есть хрестоматийная история дирижёра Геннадия Рождественского о том, как он исполнял за рубежом "Праздничный кюй".

А есть менее известная байка о гастролях всемирно известного скрипача Давида Ойстраха на родине — в Одессе.

Он пригласил на концерт жителей дома, где жил в детстве, и пообещал сыграть им фрейлехс — традиционный еврейский танец. Естественно, фрейлехса в программе не было, а искусствоведы в штатском бдительно следили, чтобы музыкант не отклонялся от заявленного перечня авторов. Поэтому в конце выступления Ойстрах объявил, что исполнит "Фрейлехс" Иоганна-Себастьяна Баха в обработке Брамса.

Эти композиторы числились в программе. Искусствоведы были довольны.

О ЦЕНЗУРЕ Культура, Музыка, Россия, СССР, Литература, 60-е, Видео, YouTube, Длиннопост
Показать полностью 1

О ДИССОНАНСЕ

Что называется, музыкой навеяло.

В 1964 году моего рождения на весь мир прогремел мегахит The House of the Rising Sun — будущий эвергрин советских подворотен "Дом восходящего солнца", обязательная программа для всех начинающих гитариздов СССР.

Песню в составе группы The Animals исполнял фронтмен и автор Эрик Бёрдон, парнишка с лицом вырожденца заводской окраины. Впрочем, в центре Ленинграда 1970-х был у меня знакомый малолетний преступник Шура, похожий на Бёрдона как две капли воды. Убили его ещё до так называемых "лихих девяностых".

На кинозаписях шпана из The Animals во главе с фронтменом была втиснута в наглухо застёгнутые облегающие пиджачки, как у гостиничной прислуги: мода модой, но это только добавляло диссонанса между исполнителем и песней...

...и этот диссонанс благополучно переняли по другую сторону "железного занавеса".

В 1966 году советский как бы вокалист Владимир Макаров, судя по лицу, вчера выкопанный с грядки, сегодня — в идеально выглаженном костюме на размер меньше себя — исполнял приджазованную песню как бы геолога про туман и тайгу. Резал глаз и слух одновременно.

На рубеже 1970-х—1980-х припев исполняли, чуть изменив слова: "А я еду, а я еду за деньгами. За туманом едут только дураки". Песня звучала у всех костров СССР, на всех посиделках под гитару.

С её автором Юрием Кукиным судьба сводила меня пару раз в 1980-х и столько же в 1990-х. А в самом начале 2000-х мы оказались в своеобразном месте, где не только поиграли и попели вместе, но и вкусно попили, хотя Юрий Алексеевич вообще-то многие годы воздерживался.

За достойным напитком вспомнилась песня про туман. И Кукин сказал: "Я не понимаю, почему меня называют бардом. Наши барды поют у костра, но это же некомфортно. Спереди жарко, сзади холодно, гитару корёжит, струны расстраиваются, в спину дует, и ещё комары... Я разок попробовал и больше никогда в жизни не пел у костра".

Оказалось, не такой уж был и диссонанс между смокингами у исполнителей и таёжной тематикой. Хотя Кукин, сколько мне помнится, предпочитал носить свитер или пуловер поверх рубашки.

Хороший был мужик. Но до популярности вырожденца Бёрдона не добрался. И прожил меньше. Ему светлая память, а старине Эрику доброго здоровья.

О ДИССОНАНСЕ Литература, Писатели, Культура, Музыка, Рок, Гитара, История России, Видео, YouTube, Длиннопост
Показать полностью 1 1

О ПЕСНЕ

И снова тишь. И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Когда тишь и мир закончились, автор этих стихов Павел Коган постарался попасть на фронт, хотя бы освобождён от армейской службы, воевал в разведке и погиб в 1942 году под Новороссийском. Было ему тогда двадцать четыре года...
...а 1937-м Коган сочинил стихи, которым подходила музыка песни "Три танкиста". Но такой же юный Григорий Лепский придумал новую мелодию, и получилась одна из первых российских бардовских песен, всем известная "Бригантина":

Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.

Капитан, обветренный как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас.
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьём за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьётся по ветру "Весёлый Роджер",
Люди Флинта песенку поют.

И в беде, и в радости, и в горе,
Только чуточку прищурь глаза —
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса.

Мне доводилось слышать ещё три куплета, добавленных в середине песни поздними исполнителями. А найти приличное исполнение оригинальной "Бригантины" даже в бездонном "ВК" не удалось. Или врут авторов, или слова, или мотив, или всё сразу.
Не надо путать Когана и Лепского с Визбором, а Григория Лепского — с григориемлепсом, который к тому же Лепсверидзе.
Песня сделалась популярной только в 1960-х. И вряд ли кто-то когда-то сумеет пересчитать количество пионерских лагерей, туристских клубов, кружков бардовской песни и других объектов и продуктов, которые получили название "Бригантина" благодаря песне, написанной двумя московскими приятелями восемнадцати и девятнадцати лет.
Культурный феномен. Эпоха.

(На снимке — действительно бригантина: двухмачтовое судно с прямыми парусами на передней мачте и косыми на задней.)

О ПЕСНЕ Литература, Культура, Хиты, Музыка, Россия, Туризм, Война
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!