Серия «Статьи»

Про ремесло

Ремеслом последние десятилетия в нашей стране было заниматься непрестижно и неблагодарно. Миллионы менеджеров-юристов-экономистов наводнили рынок труда и поначалу он их даже принял и неплохо кормил, правда, в кредит. Шли годы, запас трудовых ресурсов мельчал, профтехучилища сходили на нет, а в модноназванных колледжах стали готовить кого угодно, только не трудовых профессионалов.

В этой ситуации естественным образом случился кадровый голод, листы записи у настоящих ремесленников начали расти, а с ним и цены. Компании, производящие и торгующие строительными материалами, оборудованием стали самостоятельно предоставлять технологии и обучение для всех желающих. И вот, казалось бы, спрос высокий, обучение и технологии достаточно простые - берись и делай. Многие так и поступили, но проявилась иная проблема. Оказалось, что сказать и сделать или хотя бы вовремя прийти - это редкий дар.

Занятно, но если взять и аккуратно выписать десяток телефонов установщиков, сборщиков, отделочников и… позвонить, четыре точно не ответят, ещё три ответят так, что сильно задумаешься: а надо ли вообще ставить-собирать-отделывать, а из оставшихся трёх один приедет, но не факт, что вовремя.

И это, конечно, благо для тех, кто умеет мгновенно брать трубку, вежливо беседовать и вовремя приезжать. На этом выросли и продолжают держаться на плаву тысячи ремесленников и компаний в разных отраслях.

Но твою$@ть как же это, оказывается, тяжело! То есть, ничего не нужно, кроме как - сказать, что сделаешь и... сделать тогда, когда сказал. Никакой конкурентной борьбы, никаких ноу-хау. Но даже этот барьер преодолевают немногие.

Прикиньте какая удивительная штука: сегодня ремесленнику достаточно просто… делать свою работу как подобает и он будет востребован - всё. Страна возможностей, на которые ещё долго будет не хватать желающих.

Про лотереи

Каким бы большим не был выигрыш, он всегда сольётся так или иначе. Даже если ты окажешься первым среди таки же долб… ребят и у тебя покатит на рулетке, жизнь отнимет в другом месте.

Закон сохранения энергии работает безукоризненно. Чтобы получить энергию, нужно затратить силы, произвести работу. На самом деле ты просто обмениваешься ей: отдаёшь - получаешь. Чем больше можешь сгенерировать, тем больше сможешь обменять.

Нет историй успеха, начинающихся со слов: «Я выиграл в лотерею и понеслось…». Деньги, в которые ничего не вложено, даже не воспринимаются, как свои.

Возникает «синдром самозванца» и желание тратить, пока не кончились. Потому что человек не знает, как и где взять ещё, столько и когда нужно. Плоть начинает тратить и всё всё равно приходит в равновесие. Хорошо, если после выигрыша не залез в ещё большие долги, чем были до него.

И всё выглядит крайне логично. Мозг, будучи объектом дуальной реальности, выбирает наилучший из двух. Вопрос в том, какие варианты ему подкидывают. Тут его выбор такой: если деньги рано или поздно закончатся, то лучше тратить, «пожить» на них, чем они просто будут лежать. И мозг выбирает тратить.

Причём эти деньги, тратить всегда страшно - холодок бежит по спине. А, заработанные не страшно, потому что знаешь, что заработаешь ещё, есть навык. Поэтому и стоит учиться задействовать подсознание и раскрывать себя. Учиться нырять в свои закрома, чтобы находить там всё, что нужно. Там это точно есть, у каждого.

И не обязательно делать это под гнётом обстоятельств. Можно осознанно ещё до наступления холодов позаботиться о том, чтобы печь горела.

Про поддержку

Случается, что поддерживать кого-то приходится по-умолчанию, просто потому, что свой. Однако, есть грань, после которой поддержка идёт во вред. Когда ребёнок просит конфету, часто, дать - значит навредить.

Конечно, желание ощутить его благодарность невероятно сильно. Даже когда последствия очевидны, удержаться довольно сложно. Тем не менее, человек зрелый отличается от незрелого способностью исходить из реальных потребностей и умением анализировать последствия.

Давать в долг или нет долговому наркоману? Лечить вливаниями чёрную дыру бессмысленно и губительно для одариваемого. То, что кажется благом, в перспективе может приводить к тяжёлым последствиям.

Помогать тому, кто борется, пытается справиться, использовал массу вариантов и хочет что-то реально изменить - одно. Помогать тому, кто даже не пытался и предпочитает находиться в перманентном состоянии просителя - беда обоим.

Отказ близкому кажется жестоким. Но, зачастую, эта жестокость сродни жестокости хирурга, который вынужден причинять боль, ради блага.

Безрассудное участие в жизни других есть зло, продиктованное малодушием. Слабые довольно часто пользуются этим, чтобы скрыть своё безволие и глухоту за красивой ширмой благородства.

Сильный не боится портить отношения, проявляя жёсткость, точно зная, что таким образом оставляет оступившемуся шанс вырасти и повзрослеть. Ему точно известно, что нет такой ноши или задачи, с которой человек, перед которым она стоит, не мог бы справиться. И как бы не била жизнь, рано или поздно она ослабит хватку, награждая того, кто принял в ней активное участие. Подняться на пьедестал дано только тем, кто-таки вышел на ринг.

Ирония же состоит в том, что, оставшись дома и отказавшись от возможности чему-то научиться, вы всё равно находитесь в пути. И этот путь тоже ведёт к успеху, только через деградацию. Он заведомо длиннее и отпущенного времени может банально не хватить.

Так что выбор тут, на самом деле прост: начать сейчас или когда-нибудь на следующем витке. Вопрос лишь в том, не будет ли ваш проект к тому моменту закрыт окончательно.

Показать полностью

Про обиду

Каждый таскает с собой что-то своё. В обидах нет виноватых. Инициатор всегда сам обиженный. Это он так хотел, хотел, чтобы обидели. Причины могут разниться: попытка манипуляции, желание обратить на себя внимание, ощущение, что мир крутится вокруг тебя.

Поскольку для того, чтобы ощутить внешнее воздействие, его необходимо принять, то, что не принимается, не имеет к тебе отношения. Ты можешь сыпать проклятиями или любыми другими глупостями, но это ничего не стоит до тех пор, пока с ними не согласятся.

И это тесно связано с чувством собственной важности - ощущением, что ты в силах нарушить данность.

Однако, нарушение есть свершённое действие, а система находится в равновесии в любом случае и всеми всегда всё уже получено. Потому, менять данность значит резать уже написанную картину - это вчерашний день.

Отсюда следствие. Тот, кто пытается воздействовать тоже получает сполна. Пытаясь разрушить, разрушает, пытаясь созидать создаёт… себя.

Степень разрушения или созидания также зависит от степени принятия. Потому одинаково важно осознавать: что бы ты не инициировал, ответственность возникает в любом случае.

Про терпение

Занятное утверждение: терпение и труд всё перетрут. Справедливо для чёрно-белого мира. В реальном, где масса полутонов и оттенков, высока вероятность перетереть самого терпящего. Казалось бы, есть вещи, где это необходимое условие для достижения результата.

Например, спорт. Формула «Терпеть и работать» давно стала основополагающей для спортсменов. Однако, и здесь есть масса примеров, когда определяющую роль играет интеллект и удовольствие, а не исключительно терпение. Но, если для спортсмена терпение и труд в чистом виде всё же оправданное действие, то во многих жизненных ситуациях умение терпеть становится серьёзным препятствием и чудовищной глупостью.

Становясь заложниками избитой формулы, люди терпят обстоятельства, других людей, ситуации. Терпят то, что давным-давно следовало бы отправить в утиль. Соглашаются с хамством, унизительным положением, довольствуются малым в надежде, что когда-нибудь «само рассосётся».

Между тем, чаще всего достаточно сменить обстановку, работу, место дислокации и с удивлением обнаружить, что в мире есть замечательные люди, иные отношения, что можно не терпеть, а жить и наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы перманентно страдать и тащить на себе тяжкий груз.

Зачем мстить, переубеждать, воспитывать тех, кто не достоин понять то, что для тебя является обыденным и простым? К чему тратить свою жизнь на тех, кто тебя не ценит, не видит в тебе ничего особенного или наоборот завидует, бесконечно вставляя палки в колёса?

Безусловно, терпение способно закалять характер и создавать из людей настоящие глыбины. Но умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Большая проблема сильных людей состоит в том, что они часто выбирают сложные пути там, где достаточно просто протянуть руку.

Простые решения чаще всего намного эффективнее. Минимум усилий при максимуме результата намного умнее, чем решение любой ценой. Умение сказать нет, встать и выйти из зала, поняв, что стал свидетелем бездарной постановки, уйти, оставив обидчиков ликовать и упиваться триумфом, переиграв их позже, став счастливым, дорогого стоит.

Высший дан и высота, доступная настоящим мудрецам. Победить и стать лучше, а не просто выстоять, думать на несколько лет вперёд, мыслить шире - лучшая стратегия для настоящего Воина Света. Врезавшись в стену, глупо пробивать её лбом, гораздо разумнее поискать дверь.

Показать полностью

Про усилие

Вначале любого дела требуется усилие. Когда ребёнок приходит учиться музыке или попадает в спортивную школу, родители обязаны найти в себе силы привить дисциплину к занятиям, помогая тем самым преодолеть первое разочарование.

Разочарование приходит моментально, как только ребёнок впервые берёт в руки долгожданную гитару. Однажды он увидел, как пальцы гитариста изящно бегают по грифу и захотел также. Он берёт в руки инструмент и вдруг оказывается, что сам по себе он не играет и это невероятно расстраивает.

Когда опыт овладения навыками отсутствует, а всё, чему научился: ходить, говорить — происходило само собой, без видимых усилий или в условиях необходимости, понять почему в этот раз не получается не просто. При этом хочется, но особой жизненной необходимости нет.

Возникает опасность, что излишне мягкое отношение к зарождающемуся увлечению может потушить огонь желания. В результате, «переначав» массу всего, ребёнок ничего не освоит.

Именно поэтому давление вначале пути — важнейшая вещь. Это касается любых начинаний и достижений. Мягкая сила — серьёзный навык для родителей и отличный шанс для детей, которые хотят пробовать и легко увлекаются при должном подходе.

А, если в юном возрасте ничего подобного не случилось или из под давления удалось выскользнуть, придётся пробовать самому. И, да, это намного сложнее, однако, игра стоит свеч. Так что дерзайте, пока ваш поезд не отъехал в туманную дымку.

Про голодного художника

Кто-то когда-то решил вбросить в общественный оборот тезис о том, что настоящий художник должен быть голодным. Жили художники не тужили и вот на тебе: сытый, значит не талант. Мучайся и только тогда сможешь на что-то претендовать.

И понеслось. А, уж в России-матушке эту идею подхватили с огромным энтузиазмом. Любим мы обиженных жизнью, проникаемся: не служил - не мужик, не страдал - не видал и т.д.

Мысль про голодного художника настолько глубоко впилась в пространство, что талантливым, но обеспеченным, непременно придумают нечто трагичное и страдальческое, чтобы приняли.

Клод Моне: родился в обеспеченной семье, будучи совсем юным, переехал в Гавр и там получил признание в качестве карикатуриста. Его работами восхищался весь город и они продавались. На волне первого успеха он решается поехать в Париж, чтобы продолжить путь живописца.

Столичная жизнь поначалу несколько затруднительна: большой город, юная беспечность, процесс адаптации. К тому же, отец прекращает посылать Моне деньги, когда тот решает не поступать в «Школу изящных искусств». Однако, его поддерживает тётя и вскоре он осваивается, получив известность уже в Париже.

И что вы думаете? За неимением иного, именно этот, весьма короткий период становления юноши, берётся за основу трагической красной линии «голодного художника» в фильме «Клод Моне: магия воды и света». На всём его протяжении голос за кадром периодически делает акцент на финансовых мучениях мастера, как на неотъемлемой части его бытия, предлагая этот факт в качестве главного слагаемого таланта.

Безусловно, трудности закаляют. Но сказать, что именно это сделало из него великого художника у меня не поворачивается язык.

И разве, начав зарабатывать, он стал хуже писать? Отнюдь. Я уже не говорю о том, что любому художнику без средств к существованию будет нечем и не на чем творить. Краски, кисти, холсты - всё стоит не малых денег.

Васнецов, Рембрандт, Да Винчи, Репин, Модильяни… список можно продолжать, кому из них следовало бы отказаться от благосостояния в угоду таланту? Кого из них испортило благополучие? Способность пропускать через себя то, что возникло вне времени и пространства доступно каждому вне зависимости от социального статуса и достатка.

Обучение через тернии и страдания - один из возможных способов познания, но далеко не единственный. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать что-нибудь создать сразу после плотного ужина.

Если делать это по-настоящему, то через мгновение вы забудете о желаниях вашего тесного скафандра. И даже о том, что он вообще существует.

Про голодного художника Рассуждения, Искусство, Художник

Клод Моне. Рыбацкий домик в Варенжевиле, 1882 год

Показать полностью 1

Про осуждение и созидание

Эпиграф: «Разговоры о морали начинаются тогда, когда надежды на открытие публичного дома уже не осталось».

К осуждающим разговорам я всегда относился осторожно. Когда, вскинув руки и причитая, кто-то кричит о морали, в первую очередь следует внимательнейшим образом взглянуть на то, как индивид живёт, чем дышит и, главным образом, что именно он создаёт и создаёт ли вообще.

Способность к созиданию - отличный индикатор зрелости. Одно дело - рассуждать о том, почему что-то не случилось и искать виноватых, другое - попробовать сделать.

Именно тут вдруг выясняется, что те, кого ты ещё вчера клял за «совершенно недопустимые вещи», точно не хотели сделать хуже или плохо. Просто, делая, они наступали на грабли, отлично видные с дивана, но совсем неочевидные в процессе делания.

Или вдруг окажется, что сделать - мало. Нужно ещё уложиться в сроки, учесть нюансы, которых с причала не разглядеть. И пока судно пытается окрепнуть, бьётся недалеко от берега в попытках стать большим и сильным, его капитан вынужден слышать смех и улюлюлюканье оставшихся  на берегу наблюдателей.

Тот, кто нашёл в себе силы выйти в открытое море, не боится ошибаться, сталкиваясь с неизведанным, моментально становится объектом обсуждений и осуждений со стороны тех, кто никогда в жизни не выходил за кем-то для него установленные рамки.

Но всё в жизни для чего-то да нужно. Потому позднее, уже будучи далеко в море, понимаешь, что именно это учит держать удар, проходить сквозь шторм и во что бы то ни стало выживать. Если бы не те, кто истово ждёт твоего провала, чтобы оправдать своё бездействие, соблазн вернуться в порт был бы значительно выше. Ведь, справедливости ради, в моменты критической усталости сильный духом склонен к рефлексии.

Однако, прелесть созидания состоит в том, что времени на длительные переживания попросту нет. И не потому, что кто-то подгоняет созидателя крепким кнутом, а потому, что процесс настолько увлекательный и интересный, что, однажды попробовав, ему уже невозможно противостоять.

Про осуждение и созидание Философия, Рассуждения, Созидание

«Сидорова коза», художник: Евгений Кравцов

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!